Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 66 процессе деятельности. На этой стадии … толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция» [4, с. 27]. Подобной точки зрения придерживается Г. Поммерин, который считает поликультурное образование деятельностно-ориентированным, а также ряд других зарубежных исследователей, изучающих вопросы поликультурного образования в Западной Европе (М. Хоманн, Ю. Зандфукс и др.) [5]. Следует отметить, что общим элементом в современном взгляде на понятие «поликультурный» является его многоаспектность и сложная структура, которая охватывает единство многих составляющих. По нашему мнению, поликультурная личность представляет собой набор системных качеств индивида, приобретенных им в процессе межкультурного взаимодействия с социумом в поликультурном образовательном пространстве и определяющих успешность адаптации субъекта к новой социокультурной среде при одновременном сохранении его национально-культурной идентичности. Данные характеристики продиктованы идеей о том, что любая личность является одновременно носителем двух (и более) культур: микрокультуры (культурные ценности своего этноса) и макрокультуры (универсальные ценности человечества). В данной связи мы придерживаемся мнения, что поликультурная образовательная среда может характеризоваться введением в содержание образования связанных с микрокультурой (-ами) компонентов, непредвзятым, толерантным подходом к учащимся, предоставлением равных возможностей для всех в комплексном учебно-воспитательном процессе. Задача каждого педагога современной высшей школы, таким образом, также трансформируется, от него сегодня требуется не только профессионализм в научной области, но и умение модифицировать учебный процесс так, чтобы на основе учета культурного опыта учащихся сформировать у них новые культурные ценности общего характера. Мы считаем, что современная поликультурная образовательная среда имеет следующие компоненты: • позитивное отношение к чужеродной культуре как целостному образованию; • позитивное отношение к отдельным представителям иной культуры; • сформированность национально-культурной идентичности; • активная жизненная позиция как условие успешной социализации и адаптации субъекта в поликультурном образовательном пространстве; • включение в образовательные программы элементов разных этнических культур; • учет национально-культурных особенностей в методике обучения; • разработка и реализация дополнительных образовательных и воспитательно-социализирующих программ, нацеленных на формирование и развитие поликультурной личности. Как отмечалось выше, поликультурная личность может быть сформирована в определенном социокультурном контексте. В условиях

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=