Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 65 актуальность целесообразности подготовки студентов к межкультурному диалогу в вузе. А учитывая многонациональный состав учебных групп, следует говорить не просто о межкультурном взаимодействии в рамках учебного процесса, а о поликультурной интеракции. Павелко Н. Н. и Павлова Г. Ю. в своей работе отмечают, что «поликультурное образовательное учреждение как локальное социальное образование является модулем целостного поликультурного образовательного пространства. Это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного. Это – особый подуровень педагогической деятельности, на котором общеобразовательная организация предстаёт как часть конкретной общественной структуры, обеспечивающая педагогическую поддержку адаптации личности в поликультурной среде» [6, с. 39]. Таким образом, современное образовательное учреждение, опираясь на принципы диалога культур, плюрализм мнений, многополярность современного мира и уважение прав человека, должно не только дать профессиональные знания и умения, но и решить острую проблему интеграции молодого поколения в поликультурную образовательную среду университета, сформировав поликультурную личность. В понятие «поликультурная личность» вкладывается различное содержание. Так, в контексте личностно ориентированного подхода поликультурная личность рассматривается как психологическое и социальное явление. Поликультурность предполагает в человеке такие качества, как способность к восприятию общечеловеческих и национальных ценностей, готовность к межкультурным контактам и высокий уровень национального самосознания [8, с. 89]. Под поликультурной личностью понимается человек с четко сформированными социальными и психологическими качествами и свойствами, позволяющими выстраивать позитивные общественные и межличностные отношения с представителями этнических групп не зависимо от национального языка, религии, цвета кожи, менталитета, этнокультурных установок и этнических стереотипов [1, с. 137]. Иванова Л. В. и Агранат Ю. В. считают, что поликультурная личность – «это личность, являющаяся субъектом полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [Цит. по: 2, с. 308]. Г. Д. Дмитриев выделяет несколько ступеней становления поликультурной личности: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий. Достижение высшей ступени развития личности в системе поликультурного становления, предложенной исследователем, возможно при условии реализации деятельностного подхода, предусматривающего развитие активной позиции учащегося. «Человек утверждает себя и свою идентичность лучше всего в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=