Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 53 В этом контексте важным и философски значимым нам представляется вопрос о мотивах трудовой деятельности современного молодого поколения. Мы полагаем, что духовное здоровье современной молодежи во многом зависит от того, насколько верно сформирована ценностная иерархия, какую нишу в ней занимает отношение к труду. «Ценность духовного не самоочевидна, она требует метафизического объяснения и нравственного оправдания» [5, с. 56]. Таким образом, можно поставить в основание фундаментальных аксиологических трансформаций в молодежной среде видоизмененное отношение к труду. Когда же началось перерождение красивых идеалов в потребительские постулаты? Почти единогласно исследователи сходятся во мнении, что экономическая мотивация, в том числе, и в научной деятельности, стала сегодня определяющей для молодежной субкультуры. Истоки этой «переоценки ценностей» надо искать в 90-х гг. XX века, когда начала формироваться отечественная модель общества потребления. Многие ученые констатируют распространение тенденции к углублению девальвации трудовых ценностей, изменение мотивов трудовой деятельности, идеологический рост значимости материального богатства. Среди факторов, повлиявших на столь значительное изменение аксиологического знака трудовой мотивации, помимо объективной ситуации в экономике, можно назвать также «агрессивное воздействие СМИ и массовой культуры», которые «привели к доминированию потребительских и материальных ценностей» [6, с. 127] среди молодежи и всего общества в целом. Со всех каналов телевидения и сайтов интернета нам показывают «успешных» молодых людей, которые ездят на дорогих машинах, живут в роскошных квартирах, бесконечно покупают различные товары и отдыхают где- нибудь на Мальдивах. Рутинный труд, работа над собой, обязанности и ответственность деликатно оставляются где-то далеко за кадром. Так и формируется установка «живи здесь и сейчас, получай удовольствия». Однако, на всю это материальную «красоту» надо где-то взять денег: лишая труд каких-либо нравственных измерений, молодежь порой готова ради прибыли нарушать не только нравственные, но и юридические законы. Сегодня неправедные формы обогащения приобрели, к сожалению, большую популярность. Е. П. Галкина и М. И. Кадничанская пишут по этому поводу: «Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. Стремясь к хорошему заработку и к высоким доходам, многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами» [7, с. 54]. Итак, в связи со сменой акцентов в ценностной сфере труда складывается достаточно неоднозначная ситуация. Действительно, многие представители современной молодежи рассматривают труд исключительно как способ материального обогащения, не задумываясь о духовных, тем более, философских основаниях честной, осмысленной работы. Однако, у растущей коммерциализации труда есть и положительные стороны, например, лучшая адаптация специалиста, повышение его профессионализма и производительности труда, повышение уровня его социализации в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=