Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 51 трудового этоса, свойственного русскому национальному самосознанию; 5) воспитательный потенциал молодежных объединений, в частности, студенческих отрядов в широком диапазоне различных аспектов. Духовное здоровье молодежи, по своей сути, является междисциплинарной темой, находящейся на стыке ювенологии, девиантологии, педагогики, психологии, социологии, медицины, философской антропологии. В работах таких авторов как Я. И. Гилинский, В. Т. Лисовский, М. Н. Руткевич данная проблема приобретает системный характер, отражающий различные грани исследуемого феномена. Аксиологический горизонт современного молодого поколения является предметом анализа таких авторов как С. Н. Иконникова, А. П. Валицкая, связывающих эту тему с проблемами ценностной иерархии современной культуры, находящейся в состоянии духовного кризиса. Впрочем, в русской культуре и философии всегда была ярко выражена нравственно-ценностная составляющая. С. А. Симонова пишет в этом контексте: «Русской нравственной философии присуща устремленность к абсолютности этических решений от Л. Н. Толстова до коммунистов. Вероятно, это исходит из нравственной психологии народа, тяготеющего к этической прямолинейности. Либо добро, либо зло, третьего не дано» [10, с. 333]. Широкий диапазон вопросов, связанных с различными аспектами трудовой этики в российском обществе, экзистенциальной значимости труда нашел отражение в работах С. Г. Казанцевой, В. В. Горбовой, Т. А. Городиловой и др. Однако, несмотря на значительный интерес к проблемам молодежи, в частности, воспитания трудом, специально вопросы, связанные с формированием ценностного отношения к труду в студенческих отрядах, комплексно не рассматривались. Этим и обусловлена актуальность и междисциплинарный характер данной темы исследования. Вектор исследования, связанный с ценностным пространством молодежи, выявляет следующую проблему: «Для молодежи современной России, в отличие от других социальных групп, характерна размытость основных жизненных принципов, ориентиров, целей. Это ведет к тому, что молодежь ничего не отвергает, ничему не противостоит. Выявленная беспредельная терпимость, толерантность молодежи в области духовно- нравственных ценностей, потребительское отношение к ним… не могут не вызывать опасений» [1, с. 279]. Нравственный индифферентизм действительно свойственен, по крайней мере, определенной части нашей молодежи, и необходимо активно работать в этом направлении. Конечно, необходимо учитывать влияние зарубежных социокультурных процессов, духовного кризиса, охватившего европейскую культуру с середины XX века. Эту ситуацию анализировали крупные представители западной философии, среди которых А. Швейцер, Р. Мертон, Й. Хейзинга, А. Бадью, Э. Фромм и др. Жестко и категорично высказался по этому поводу Г. Маркузе: «Достижения и неудачи современного общества лишили высокую культуру ее прежнего значения. … Действительность превосходит свою культуру, и сегодня

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=