Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 41 С. В. Волкова Петрозаводский государственный университет Санкт-Петербургский государственный университет ОБРАЗОВАНИЕ И ЯЗЫК В ФИЛОСОФСКОЙ ОПТИКЕ ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА Тематика статьи сформулирована в русле философии образования. Автор ставит цель эксплицировать философский потенциал постструктурализма в проекции на практику преподавания иностранного (английского) языка в школе. Отталкиваясь от базовых идей Ж. Деррида, Ж. Делеза и Р. Барта, автор показывает, что образование в рамках обучения иностранному языку должно быть направлено на культивирование такой модели личности, для которой бытийным основанием выступает конституирующая смысл сознательная деятельность. В статье демонстрируется, что данная модель личности реализуется с помощью создания в учебном процессе лично-ориентированной ситуации, включающей: педагога- психомайевта, ученика-интерпретатора и текст как социокультурный феномен. Данная модель, направленная на поиск и порождение учащимися смыслов и основанная на принципе диалога культур, отвечает сущностным потребностям человека в самопонимании и самовыражении. Ключевые слова : постструктурализм, смысл, текст, понимание, интерпретация, образование, иностранный язык, личностно-ориетированная ситуация, культура S. V. Volkova PSU (Petrozavodsk, Russia) SPBU (Saint- Petersburg, Russia) EDUCATION AND LANGUAGE IN THE PHILOSOPHICAL OPTICS OF POSTERTRUCTURALISM The study is a contribution to the development of the philosophy of education. The author aims to articulate more explicitly educational potential of poststructuralist’s philosophy. The author’s English teaching experience has provided an empirical corpus of the study. Starting from the basic ideas of J. Derrida, J. Deleuze and R. Barth, the author shows that practice of teaching English should be aimed at cultivating person as a source of meaning-making activity. The article demonstrates that this personality is realized by creating a personal-oriented situation in the learning process that includes: the psycho-education teacher, the student-interpreter and the text as a sociocultural phenomenon.This educational model based on the principle of interculturalism and aimed at finding and meaning making in the learning process meets the essential needs of a person in self-understanding and self-expression. Keywords: deconstruction, supplement, interpretation, education, foreign language, meaning, person. Среди направлений современной философии одно из самых распространенных и влиятельных – это постструктурализм. Являясь частью общего, объемлющего его феномена постмодернизма, постструктурализм давно стал предметом внимания как со стороны западных, так и отечественных философов. Что же касается преломления или экспликации философских идей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=