Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 38 самозабвения и конечно трагизма. Но относительно переживаний конкретных писателей и художников Бердяев говорит мало. Наиболее ярким описанием переживаний художника Н. А. Бердяев дает относительно Скрябина, которому «в музыке ему удалось адекватно выразить свое новое, катастрофическое мироощущение, извлечь из темной глубины бытия звуки, которые старая музыка отметала. Но он не довольствовался музыкой и хотел выйти за ее пределы. Он хотел сотворить мистерию, в которой синтезировались бы все искусства. Мистерию он мыслил эсхатологически» [2]. Наиболее подробно в вышеприведенных работах Н. А. Бердяева в теоретическом аспекте раскрывается состояние отрешенности (см. об этом выше). В целом, на наш взгляд, более полное описание состояний конкретных художников следует искать у других философов и мыслителей (в том числе, у Л. Шестова). Бердяев, скорее, является мастером философского пересказа и интерпретации состояний не автора, но героев литературных произведений, сюжетов картин или музыкальных произведений. Таким образом, искусство рассматривается в философии Н. А. Бердяева с позиции множества аспектов: соотношения искусства и бытия, искусства и Бога, искусства и человека. Неслучайно, что искусство становится предметом рассмотрения философа во многих произведениях. Ведь искусство является важнейшим видом человеческого творчества, которое рассматривается Н. А. Бердяевым как высшее предназначение человека. Примечания 1. Работа Н. А. Бердяева «Смысл творчества» использовалась нами лишь в случае необходимости прояснения содержания исследуемых работ. Ввиду того, что она имеет большое значение для прояснения представлений Н. А. Бердяева об искусстве. 2. Он выделяет 4 состояния: трагизм смерти, трагизм любви, трагизм жажды познания и трагизм стремления к свободе и совершенству [3]. 3. Отдельный анализ способов передачи трагичности в драматургии Метерлинка заслуживает специального исследования. 4. Но нужно иметь в виду относительную автономность данных сфер: Художественное творчество не должно быть подчинено внешним для него нормам, моральным, общественным или религиозным [2]. 5. Зимний космический ветер сорвал покров за покровом, опали все- цветы, все листья, содрана кожа вещей, спали все одеяния, вся плоть, явленная в образах нетленной красоты, распалась [2]. 6. Совершается декристаллизация слов, распластование слова, разрыв слова с Логосом [2]. 7. Без употребления терминов «символ», «симулякр» идея существования пустых символов высказана в работе «Кризис искусства» в аспекте разрыва Логоса и слова.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=