Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 36 искусство, в котором может достигаться связь с Богом, может быть только искусством романтическим, то есть трансцендентным. В «Философии свободного духа» специально освящается вопрос об оправдании искусства в Христианстве. Данный вопрос поднимается философом не из-за его сомнения в допустимости художественного творчества для христианина, а ввиду распространенности в церковной среде негативного отношения к искусству, противопоставлению его аскетическим практикам. Н. А. Бердяев показывает, что искусство само по себе не делает человека менее грешным. Но в творчестве человек преодолевает себя. Он ставит «Истину выше себя». В процессе вдохновения поэт избавляется от тяжести греховности. Бердяев Н. А. пишет: «Поэт может быть очень грешным человеком и может низко падать, но в момент поэтического вдохновения, в момент подлинного творческого горения он возвышается над своей низостью, он преодолевает себя» [5]. Художественное творчество рассматривается философом как ответ на Божий призыв. «В творческом вдохновении и экстазе может быть даже большая отрешенность, чем в смирении, может быть прежде всего думать о Боге, а не о себе» [5]. Но само по себе творчество не гарантирует спасения для христианина. Оно есть условие необходимое, но недостаточное для жизни человека в Боге. Более того, Бердяев Н. А. отмечает, что творчество иногда может быть совершенно бессмысленным, лишенным вдохновения, а поэтому и религиозного значения. Б) Атеизм и нигилизм в искусстве . Данная проблема в контексте исследования всего творчества Н. А. Бердяева должна быть сформулирована как проблема изображения религиозного подъема и религиозной деградации человека. Но в контексте рассматриваемых нами произведений данный вариант формулировки будет более точным. Ибо мы не встретим в них анализа художественного описания религиозного подъема, восхождения человека к Богу. В работе «Духи русской революции» [1] исследуются два направления художественного описания безбожия и нигилизма. Это подход Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. Формально, в данном произведении рассматривается и творческий метод Л. Н. Толстого, но относительно проблемы нашего исследования ничего важного в главе о нем не сказано. Особенностью гоголевского направления искусства (выше мы говорили, что для Бердяева – он предшественник кубизма и футуризма) является деантропологизация зла. Человек без Бога в произведениях Н. В. Гоголя перестает быть и человеком. Н. А. Бердяев неоднократно называет персонажей Гоголя не людьми, а рожами и харями. «Все хари и рожи гоголевской эпопеи появились на почве омертвения русских душ. Омертвение душ делает возможными чичиковские похождения и встречи» [1]. Наиболее ранним этапом омертвления души является для философа маниловщина. Ф. М. Достоевский напротив идет по пути углубления антропологических оснований деградации. Хотя, по мнению, Н. А. Бердяева, антропология Достоевского иногда переходит в онтологию ужаса существования без Бога. Достоевский показывает два типа восстания человека против Бога: высокий

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=