Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 34 Н. А. Бердяев считает, что искусство развивается циклично, однако, периоды упадка культуры не рассматриваются мыслителем как негативные. Он отмечает, искусство эпохи декаданса особенно прекрасно. Он пишет: «Культура постепенно отделяется от своего жизненного, бытийственного источника и на вершине своей она противополагает себя жизни, бытию. Тогда наступает эпоха поздней культуры упадка, самой утонченной и прекрасной культуры» [2]. В исследуемых нами работах мыслитель сосредотачивает свое внимание на современном кризисе искусства. Лишь вскользь он упоминает, что период расцвета неоплатонизма соответствует в чем-то схожему периоду, называя его античным декадансом. В работе «Кризис искусства» отмечается две тенденции в понимании соотношения бытия и искусства: синтетическое и аналитическое. Каждое из которых неадекватно соотносит искусство и бытие: «и стремления к синтезу искусств, к слиянию их в единую мистерию, и противоположные, стремления к аналитическому расчленению внутри каждого искусства одинаково колеблют границы искусства, одинаково обозначают глубочайший кризис искусства» [2]. Философ мало останавливается на первом подходе. Согласно ему, синтетические стремления требуют соединения искусств в одно целое (например, музыки и живописи у Чурляниса), в более высокую степень искусства и теургии (В. Иванов), искусства и мистерии (Скрябин). При всей симпатии Н. А. Бердяева к данному подходу он видится неосуществимым в ситуации современной культуры, современного отношения человека к бытию. Представители этой тенденции лишь не могут расстаться с прошлым искусства, вместо того что бы вести его вперед. Более распространенным является аналитический подход к развитию искусства. В нем Н. А. Бердяев выделяет два направления, по сути являющиеся этапами: кубизм и футуризм. Сами тенденции аналитизма появляются ранее этих направлений. В книге «Духи русской революции» уже в творчестве Н. В. Гоголя видится скрытый кубизм: «В нем были уже те восприятия действительности, которые привели к кубизму. В художестве его есть уже кубистическое расчленение живого бытия. Гоголь видел уже тех чудовищ, которые позже художественно увидел Пикассо» [1]. Согласно Бердяеву, в процессе развития аналитического искусства происходят следующие явления (у мыслителя они не представлены последовательно, так как во многом совмещаются друг с другом): 1. дематериализация живописи и пластических искусств, потеря единства архитектурных стилей (этап кубизма); 2. гибель «органического мира» (этап кубизма) [Прим. 5]; 3. пространственный распад бытия (этап кубизма); 4. смысловой распад бытия (этап футуризма) [Прим. 6]; 5. уничтожение человека и тотальная машинизация бытия (этап футуризма); 6. полное прекращение творчества и смерть (этап футуризма). Описанные нами процессы при всех их трагичности ведут, в конечном счете, к возрождению искусства, к конечному «воскрешению» человека. Но оно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=