Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 29 собственную книгу «Детская философия или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми, сочинённые для поспешествования истинной пользы молодых людей». Диалогическая форма, в которой написана книга, даёт возможность в наивных рассуждениях детей разъяснить «вечные вопросы»: «Что такое мы?», «Откуда и отчего появились?», «В каких обстоятельствах и зачем живём?», «Что с нами впредь будет?» Такие беседы, безусловно, были интересны и полезны слушателям, а его философия стала философией – «путеводителем в мир спокойной, созерцательной и счастливой жизни» [1, с. 4], она помогала развитию интереса у детей к учёбе, к постижению новых знаний о мире, к постижению своих собственных возможностей и достижению своих целей в учёбе. Он старался подбирать книги для своих учеников с учётом их возраста и способностей, а также для развития памяти и интеллекта. Еще одной новаторской для того времени педагогической формой, придуманной Болотовым, было соединение учения и увлечения. Он полагал, что для того чтобы дети хорошо учились, больше читали, им необходимо одновременно c постижением наук играть. Сейчас педагогика активно использует различные игровые формы, а во времена Болотова это было ново. Так, 7 октября 1779 года у А. Т. Болотова (в день его рождения) появилась идея создания первого в России детского театра. А 24 ноября 1779 года во дворце успешно прошла премьера спектакля по пьесе М. М. Хераскова «Безбожник». В современной литературе детских пьес тогда ещё не было, и А. Т. Болотов для своего театра в два дня написал пьесу «Честохвал», содержание которой (согласно эпохе классицизма) наполнено говорящими именами, четким делением на положительные персонажи и отрицательные. Роль Благонрава сыграл сам автор, а роль его сына Клеона играл Павел, сын А. Т. Болотова. Пьеса родилась из готового материала. А именно: Болотову часто под именем Чистосердов писал некто Алексей Алексеевич Владыкин: «Сей человек с особливою ревностию за меня вступился и, одобряя от всей души и сердца всё моё предприятие, не только сообщал мне многие известные ему и нужные в домоводстве вещицы, но и других поощрял к тому же…» [3, с. 37]. Идея Болотова об устроении коллективной формы обучения (пансионе) имела две цели. Первая, менее масштабная, состояла в том, чтобы не только своим детям дать образование или создать круг общения для них. Вторая более грандиозная – воспитать достойных людей, которые должны были составить образованное провинциальное дворянство, и как следствие принести этим пользу Отечеству. Оставив после себя многотомное эпистолярное литературное наследие, которое до сих пор вызывает большой научный интерес, А. Т. Болотов на сегодняшний день является одной из самых интересных и многогранных личностей XVIII века. Историческая роль А. Т. Болотова состоит в том, что в свое время и в своем он месте, несмотря на трудности, он занимался любимым делом, тем, что вызывало у него любопытство при соприкосновении с непознанным, радел о благе Отечества и будущем поколении. Он считал, что счастье человека в просвещении: наука сама придёт на помощь человеку, поможет ему и сделает его жизнь счастливей. Для Андрея Тимофеевича

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=