Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 28 разум человека различными познаниями, которые украсят его душу; будут склонять его волю к деланию добра, наполнят человека такими понятиями, которые ему будут необходимы в общественной жизни. Не остался в стороне от этой идеи и А. Т. Болотов. В 1776 году в качестве управителя он переехал в Богородицк. Из мемуаров А. Т. Болотова видно, что занятие педагогической деятельностью не было его самоцелью. Но с появлением собственных детей возникла такая необходимость. И А. Т. Болотов стал учителем своих детей. Затем он увеличил число своих учеников: «…восхотелось мне употребить кой-когда оное (время) на пользу детей моих богородицких друзей и приятелей… и хотелось мне им обратить на пользу и употребить на обучение их тому, чему они в пансионе не обучались и не могли быть обучаемы, а именно, геометрии, физике и нравоучению, и тем и им произвести существительную пользу, и отцам их, с своей стороны, оказать дружескую и такую услугу, которою они были бы весьма довольны. К… чтению избрал я опять мою «Детскую философию, которой сочинено было уже у меня много частей»…» [3, с. 31-32]. «Детская философия» интересна не только педагогам, поскольку в ней содержатся научения по педагогической методологии, но также она приковывает внимание исследователей с точки зрения философии. Первая часть «Детской философии» посвящена идее Бога. Ее А. Т. Болотов предваряет словами: «Познание Бога, мира и человека есть…превосходнейшее.., полезнейшее и нужнейшее сознание из всех прочих познаний человеческих» [1, с. 35]. При этом он утверждает, что познание самого себя не менее важно, чем познание мира. Вторая же сосредоточена на идее мироздания. А. Т. Болотов видел основополагающей задачей философии конкретизацию проблемы обоснованности ценностей. Философия отвечает на вопрос, почему необходимо отдать предпочтение одним ценностям перед другими, используя при этом знание, получаемое посредством рефлексии. В разговоре госпожи Ц с детьми Феоной и Клеоном звучит следующее: «..Сия наука самая важная, и всего для вас нужнее!» [1, с. 51]. Не получив систематического образования, тем не менее, А. Т. Болотов считал науку, образование и самообразование важнейшими ценностями. Несмотря на явную прогрессивность во взглядах, Болотова, вместе с тем, его изыскания отличает глубокая религиозность, не помешавшая тем не менее оставить заметный след в более чем двадцати отраслях науки, техники, истории и литературы. Как отмечает Н. В. Шамедько, исследуя специфику философских взглядов А. Т. Болотова, он являлся приверженцем «физикотеологии», «натуртеологии, «космотеологии», в которых концептуально соединялись вера и разум, теология и философия. Причем, их синтез осуществлялся на фоне научных достижений той эпохи [6]. Как следует из «Записок…», важной задачей своей педагогической деятельности А.Т. Болотов, помимо формирования знаниевого багажа, ставил воспитание личности, которая должна обладать и современными знаниями, и в тоже время, быть высоконравственной, что составляло целокупность. Болотов проводил с детьми и нравоучительные беседы, используя для этого свою

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=