Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 27 Размышляя над их диалектикой, он не решался отдавать приоритет одному из них, не находя различий между постижением Бога и познанием собственного внутреннего мира, самого себя. Такая позиция соответствовала миропониманию и духу эпохи Просвещения, когда считалось, что истоки и основы познания Бога сосредоточены в самом человеке, в его духовности и чувственно-созерцательном мире и раскрываются через духовного обновление. Отсюда и основополагающая тема, красная нить педагогической энциклопедии «Детская философия» Болотова – познание Бога, человека и мира. Эти неразделимые для А. Т. Болотова сегменты познания, отвечающие вместе с тем идеям гуманизма эпохи Просвещения, он использовал, пусть и не в явной форме, в разработке новых для того времени методологических подходов в образовании. Педагогика в чистом виде не была его профессией, как и все, чем он интересовался. Несмотря на то, что в некоторых исследованиях его называют «стихийным» педагогом, ему удалось создать достаточно стройную систему образования [6]. Она являлась выражением его души и стремлением объять необъятное. Именно на это он распределял свой талант и душевные силы, посвящая этому делу все свое свободное от «насущных трудов» время, будучи при этом искренне уверенным – всё, что он делает призвано служить пользе Отечеству и будущим поколениям. Отсюда берет начало и его литературное творчество, имеющее выраженное просветительское и педагогическое значение. В его литературном наследии исследователи выделяют следующие разделы: философские сочинения; нравоучительные труды; сочинения для детского чтения. Педагогический талант Болотова раскрывается уже в самом стиле повествования: он стремился в научении «снисходить к детским умам», а чтобы ненароком не загубить дальнейший познавательный интерес у детей, Андрей Тимофеевич говорил с ними «просто», «коротко», «не скучно», но «приятно» [1, с. 38-39]. Он считал, что книга для детей должны содержать только доказанные и проверенные знания-истины, чтобы не навредить юному существу, не заронить в нем недоброе, негативное. Историк-краевед Левшин В. А. отмечал, что воспитанием в Тульском крае с детства вообще пренебрегалось. «Дети до 7-15-летнего возраста имеют полную свободу бегать повсюду и предаваться врождённым страстям беспрепятственно. От сего выходят упрямы и дерзки» [5, с. 221]. А. Т. Болотов и сам также с горечью признавал факт вопиющего невежества крестьян в рукописном очерке «О незнании нашего подлого народа». Воспитание подрастающего поколения, будущих ответственных граждан страны – процесс очень важный. В силу чего в XVIII просвещенном веке приходит понимание того, что это удел не только дворянского сословия. Наступило время подумать и об образовании для крестьян: «да сие и неоспоримо, ибо предметы воспитания, заключающие в себе чистое и разумное понятие о творце и его святом законе и основательные правила непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам, суть главные подпоры общего государственного благосостояния» [4, с. 112]. Потому передовые люди той эпохи, желая видеть просвещённый народ, обращают внимание на проблемы воспитания, на необходимость пробуждать

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=