Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 26 знаем, не столь позитивна: фигура генерала была ключевой в подавлении пугачевского восстания. Не столь воинственной, как принято считать, показана на страницах «Записок...» и сама Пруссия. Читая мемуары Болотова, складывается впечатление, что в XVIII веке там проживали исключительно мирные люди, главными жизненными ценностями которых были труд, стремление к знаниям, дружбе. Они стремились выстраивать добрые соседские отношения в том числе и с русскими, с которыми вовсе не собирались воевать и совершенно не испытывали к ним неприязненных чувств. По всей видимости, подобное восприятие, основано, прежде всего, на идеях просвещения и гуманизма, которые Болотов впитал, общаясь в Кенигсберге с прогрессивно мыслящими для того времени людьми, и которые повлияли на его собственное личностное становление и легли в последствии в основу его педагогических взглядов. Вместе с тем, в мемуарах мы не находим упоминаний об отношениях русского офицера Болотова с молодым преподавателем Кенигсбергского университета Иммануилом Кантом. При этом, немало русских дворян и офицеров стояло на квартире Канта в период российского господства над Восточной Пруссией, и Андрей Тимофеевич мог оказаться среди прочих. Однако, как отмечал В. Антонов в предисловии, возможно, это связано с тем, что Болотов, не разделяя философских воззрении Канта, не предугадывая диалектики их развития, просто не придал должного внимания этому, в будущем великому философу, а возможно, ему просто не посчастливилось с ним встретиться. Ведь как известно, жизнь Канта была подчинена строгой регламентации и даже у пунктуальных немцев его четкое следование режиму порождало непонимание. В тоже время, в «Записках…» мы находим суждения, которые могли бы стать основой для разговора с великим философом. Так, к примеру, описывая службу своего отца, А. Т. Болотов отмечает важность для установления отношений с другими людьми моральных оснований, «начал мой отец мало-помалу приходить в честь. Он и действительно чрез хорошие свои поступки и умное поведение сделался известным. Одним словом, его почитали человеком, должность свою довольно знающим и заведенные им в полку порядки доказывали его способность» [2, с. 32]. И еще находим одну тему, уже о себе: «Упрямство было первое, которое тогда корень свой и пустило, умалчивая о прочих. Блаженны дети, о коих родители их в самом младенчестве о них пекутся, и о исправлении их нравов старание прилагают» [2, с. 33]. Однако, непостижимым образом Болотов стал приверженцем идей Канта в отношении материальной природы мироздания. Подтверждением этого являются размышления Болотова о природе недоступного для понимания в то время электричества. Он видел возможность управлять этим явлением, основываясь на материальном толковании его природы и отмечая его вполне объективный характер. Очевидно, что идеи о познании у Канта и у Болотова имеют общие контексты. Так, Андрей Тимофеевич все объекты человеческого познания делил на три вида – познание самого себя, познание мира и познание Бога, замечая при этом, что все эти три познания нужны, важны и связаны друг с другом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=