Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 24 Н. В. Ситкевич Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им Д. И. Менделеева Е. О. Ситкевич Московский авиационный институт ФИЛОСОФСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А. Т. БОЛОТОВА В статье анализируются мировоззренческая позиция, философские и просветительские взгляды, педагогическая деятельность А. Т. Болотова. Показана важность суждения Болотова о взаимосвязи познания себя и познания мира. Делается вывод о том, что литературное наследие А. Т. Болотова имеет непреходящее значение для дальнейшего развития и построения философско- аксиологических и педагогических концепций. Ключевые слова: философско-просветительские взгляды; мораль; деятельность; А. Т. Болотов; познание. N. V. Sitkevich Novomoskovsk Institute D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia (Novomoscovsk, Russia) E. O. Sitkevich MATI (Moscow, Russia) PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL VIEWS AND A. T. BOLOTOV'S ACTIVITY The article analyzes the ideological position, philosophical and educational views, the pedagogical activity of A. T. Bolotov. The importance of Bolotov's judgment on the relationship between self-knowledge and cognition of the world is shown. It is concluded that the literary heritage of A. T. Bolotov has an enduring significance for the further development and construction of philosophical-axiological and pedagogical concepts. Keywords: philosophical and educational views; morality; activity; A. T. Bolotov; knowledge. Андрей Тимофеевич Болотов относится к той плеяде замечательных людей, которые своей мировоззренческой позицией и деятельностью оказали существенное влияние на прогрессивное развитие российского общества и становление его самосознания. Его имя еще сравнительно недавно мало что говорило даже специалистам. Лишь изредка его имя встречалось в работах, связанных с экспериментальной частью при изучении электромагнитной картины мира, по садово-парковому и архитектурному ансамблингу, сельскому хозяйству. И почти ничего не известно о нем как о педагоге и просветителе. Вместе с тем, его энциклопедические познания поражают своей широтой и всеохватностью: его пытливый ум был жаден до всего, что трогало душу, проникало вглубь сознания и создавало образы эпохи. Отсюда, по всей видимости, и возникает его интерес к эпистолярному жанру, а литературный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=