Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 15 Со своей стороны, лично мы склонны полагать: при том, что человеческой натуре присуще «архаическое чувство», влечение, жажда «настоящего и до безумно смелого преображения» (Н. Евреинов), так называемый «демон театральности» как основа искусства, есть критерий/основания не менее убедительный. Мы имеем в виду понятие, критерий красоты, восходящий к высокому пониманию классической традиции и эстетических принципов в искусстве. На наш взгляд, во многом этот критерий интегрирует своеобразное, только искусству присущее содержание, выражает самоценность художественного творчества. В данном контексте нам крайне импонирует эстетическая система Александра Бенуа [1], в которой особая роль отводится эмоционально- эстетической оценке, реакции на свершившийся акт эстетического восприятия. При этом «Подлинное искусство, красота рождаются только на основе творческого вдохновения. «Когда же место вдохновения занимают суетные желания удивить кого-то, следовать моде и т.п., «то искусство и красота исчезают, а на место их является унылая подделка, а то и попросту уродство» [1]. В существе своем, разные формы осмысления мира, в том числе и «театральные», некоторые из которых мы попытались отрефлектировать, руководствуются общей «высокой» идеей – идеей преображения души человека (в терминологии Н. Евреинова). Являются социально ориентированными, они вправе называться самодостаточными, пополнять ряды своих апологетов или критиков и занимать достойную нишу в культурных практиках современности. Хочется верить, что наши современники не утеряют тот величайший дар, о котором говорил Александр Николаевич Бенуа, большой знаток, почитатель и ценитель театра – этот дар называется «восприятием красоты», природной способностью, заложенной в человеке открывать красоту и радоваться ей всюду, хотя бы в самых противоречивых явлениях» [1]. При том, что у каждого человека есть свой собственный путь в искусство, восхождение к которому требует усилия воли. Литература 1 . Бенуа А. Н. Мои воспоминания. В 2 т. М.: Наука, 1990. Т. 2: Кн. 4, 5. 743 с. 2.Джурова Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова : автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2007. 31 с. 3.Евреинов Н. Н. Театрализация жизни. (Поэт, театрализующий жизнь). М.: Время, 1922. 16 с. 4.Евреинов Н. Н. Демон театральности / сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубкова, В. И. Максимова. М.; СПб.: Летний сад, 2002. 535 с. 5 . Калинина Г. Н., Штейнмиллер И. О. Философско-герменевтический дискурс Г. Г. Шпета (ракурс актуализации) // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 12-6. С. 11-13.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=