Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 105 командировки следует соизмерять цель исследования и время, которое миссионер сможет провести в экспедиции. Стационарно можно изучать лишь небольшой район, то есть малую группу населения. Этот вид сбора информации предполагает длительное проживание среди изучаемого народа, что дает возможность более глубоко и всесторонне изучить его быт и культуру, избежав при этом случайных выводов, основанных на поверхностном наблюдении. Данный метод подходит для священнослужителей, которые направляются в долгосрочные миссионерские командировки с целью основания миссионерского стана и дальнейшего освоения прилегающих территорий, на которые впоследствии будут направляться миссионеры и катехизаторы в краткосрочные экспедиции. Данный метод представлен в исследованиях крупных российских и советских ученых В. Г. Богораза и Л. Я. Штернберга [3, с. 108], которые собрали уникальные по научной ценности материалы о народах, среди которых они жили. Следует особо отметить труды Н. Н. Миклухо-Маклая [9], который жил 18 месяцев на берегу залива Астролябия, стационарно изучая папуасов Новой Гвинеи. Метод экспедиции полезен как для студентов, проходящих кратковременную миссионерскую практику, так и для начального ознакомления священнослужителей с народом, которому им необходимо нести Слово Божие. Во-первых, этот метод быстро даст необходимые на начальном этапе проповеди знания, а, во-вторых, сэкономит время для совершения священнослужителем своих прямых обязанностей. Экспедиционный метод наиболее распространен для сбора этнографического материала. Он позволяет за короткое время собрать материал о быте, жилище, одежде, утвари – то есть о том, что не требует стационарного наблюдения [4, с. 10-12]. Данный метод может быть использован для проверки полученных ранее данных, а также для правильного первого представления миссионера о народе, для специальной корректировки стиля проповеди. Минимальное знакомство с духовной и материальной культурой народа возможно при использовании экспедиционного метода, но для глубинного понимания основ его менталитета, необходимо применять стационарный метод. Что касается крещения людей во время экспедиций, то «необходимо особо подчеркнуть каноническую недопустимость в обычных случаях Крещения взрослых людей и молодежи без предварительной полноценной катехизации. Конечно, никто не должен накладывать на людей «бремена неудобоносимые» [Лк. 11, 46] [2], однако, того, кто не хочет посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно» [8, с. 376]. Для этнографа представляют интерес все аспекты жизни народа: хозяйство, поселение, жилище и хозяйственные постройки, одежда, обувь, украшения, утварь, пища, общественные отношения и быт, верования, обряды, игры, танцы и устное народное творчество. Методикой получения и хранения информации занимался в своих трудах Г. Г. Громов [5, с. 26]. Для сбора информации по всем этим пунктам необходимо использовать следующие

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=