Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 104 интеллигенции, препятствует их культура, основанная на нехристианских религиях. Миссия присутствия [10, с. 420]. Применение этнокультурной стратегии данного типа представляется наиболее эффективной при осуществлении миссионерской деятельности в следующих субъектах Российской Федерации: Бурятия, Северная Осетия-Алания, Республика Адыгея. Религиозность данных народов носит практико-ориентированный характер. Жители республики Адыгея подвергаются опасности замены религиозного опыта поиском национальной идентичности. Среди жителей Бурятии и Северной Осетии-Алании широко распространено язычество. Этот факт обращает на себя особое внимание православных миссионеров. В данной ситуации беседы, проповеди и воззвания, сколь бы красноречивыми они не были, – не дадут результата. Миссионер должен жить вместе с народом, личным примером свидетельствуя о своей вере. Следует обратиться к опыту русских миссионеров XIX века [6]. Начинать миссию необходимо с помощи народам в культурно-бытовом плане: образование, медицина, улучшение условий жизни и труда. А завоевав авторитет и доверие местных жителей, можно приступать непосредственно к миссионерской работе. Миссия возрождения национальных православных традиций. К данному типу миссионерской деятельности мы считаем целесообразным отнести следующие субъекты Российской Федерации: Марий Эл, Мордовия, Республика Саха (Якутия), Чувашия. Народы, проживающие в данных республиках, были обращены православными миссионерами в дореволюционный период. Несмотря на то, что в древности все они были языческими, в настоящее время очень важным для миссионера является тот факт, что люди помнят о том, что их предки были крещены и считают своим долгом следовать этой традиции. Таким образом, данная этнокультурная стратегия миссии включает многие элементы миссии присутствия, с оговоркой на то, что коренное население, проживающее на территории указанных субъектов, имело ранее религиозный опыт, связанный с Православием. Национальная память народа еще содержит сведения о том, что их предки были крещены в Православие, которое рассматривается частью населения как национальная религия. Помимо этого, многие элементы культуры этих народов имеют православные корни. Главное для миссионера, несущего свой подвиг среди указанных народов, напоминать людям об утраченном духовном богатстве предков и предлагать расширить свой личный духовный опыт, как делал апостол Павел в Афинах, указывая не на людей заблуждения, но на особую набожность и почитание пока еще неизвестного им Бога [Деян. 17, 22:23] [2]. Определившись в выборе стратегией миссии, следует обратить внимание на способы сбора этнографической информации и её научную систематизацию с целью дальнейшего культурно-антропологического исследования. Это позволит эффективнее вести миссионерскую деятельность, а также обеспечить миссионерскую преемственность, посредством формирования единой информационной базы для следующих экспедиций. Все полевые этнографические исследования можно разделить на стационарные и экспедиционные. В зависимости от срока миссионерской

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=