Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 103 Данная научная школа основывается на представлении о культурной диффузии как основе изменения культуры. Подобный подход связан с механистической концепцией, рассматривающей миграцию вещей и идей как основу «исторического» развития. В трудах Фридриха Ратцеля была впервые обоснована связь истории и культуры с окружающей средой. В соответствии с логикой диффузионистов элементы культуры возникают один раз в одном месте, а далее лишь заимствуются. Боас в противовес теории количественного развития писал: «Мы думаем, что единообразие древних форм недоказуемо и все ранее рассмотренные феномены говорят в пользу исконной множественности. Большинство собранных фактов, на наш взгляд, подтверждают теорию, согласно которой: 1) две фундаментально различные формы, наблюдаемые на разных участках периферии, вступают в контакт; 2) ни одна из них не возникает из другой; 3) смешение двух форм вызывает к жизни новые формы в промежуточных областях» [1, с. 346]. Концепция диффузионистов во многом близка определенным позициям, существующим в рамках православной миссиологии. С точки зрения представителей данной школы, культура изначально возникла во множественном её проявлении, и дальнейшее развитие культуры человечества происходило в результате контактов представителей различных этнических групп. Адам получил от Бога назначение возделывать Эдем [Быт. 2:15] [2], то есть создание культуры было прямым его послушанием. Библейская позиция исходит из того, что Бог является источником и первопричиной бытия, из чего следует, что самобытность культуры может быть достигнута только через причастность к Нему, через богообщение. Мы не можем рассматривать религию как производную часть культуры народа. Православный взгляд предполагает понимание религии, прежде всего, как живой связи с Богом. На основании проведенного исследования были выделены три возможных типа этнокультурных стратегий православной миссии распределенных по ряду субъектов Российской Федерации. Миссия диалога [8, с. 380]. Применение этнокультурной стратегии данного типа представляется наиболее эффективной при осуществлении миссионерской деятельности в следующих субъектах Российской Федерации: Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Тыва. Для народов, проживающих в данных регионах, религия как элемент национальной идентичности во многом тождественна с культурой. Опыт миссионерской работы в данных регионах [4, с. 50, 91, 278, 307] свидетельствует о том, что ислам и буддизм, как доминирующие религии региона, влияют на все стороны жизни людей. Переход в христианство в аулах прямо может быть связан с угрозой для жизни. Смена веры для представителей данных регионов отождествляется многими с отречением от своего народа. Для миссии Русской Православной Церкви существует возможность вести диалог с представителями интеллигенции данных народов, а также лидерами религиозных общин, так как проповеди среди людей, не относящихся к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=