Гуманитарные ведомости, выпуск 1 (25) 2018.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №1 (25), апрель 2018 г. 102 различных факторов. Поэтому эффективность миссионерского служения в отличной от восточнославянской этнокультурной среде напрямую зависит от степени инкультурации миссионера. Вопросы методологии этнокультурной миссии получили достаточно полное отражение в работах святителя Иннокентия (И. Е. Попова-Вениаминова), митрополита Московского (1797-1879), просветителя Аляски и Сибири, в частности, в его статье «Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных» [7, с. 172]. Непосредственные наблюдения св. Иннокентия над реакцией языческой культуры на проповедь христианства послужили основанием развития им той части методологии этнокультурной миссии, которая определяет позицию православного миссионера по отношению к традициям и культуре языческого народа. Изучение культурных особенностей народов и их быта является объектом исследования такой науки как культурная антропология. Предметные области культурной антропологии и православной миссиологии во многом пересекаются, что позволяет сформировать подходы к синтезу как их методологических установок, так и результативной части исследований. Богословское понимание призвания различных народов и его места в плане Божественного домостроительства открывает перед учеными новые эвристические горизонты, а научные достижения культурной антропологии способствует построению этнокультурных стратегий миссии на более строгой методологической основе. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в этнокультурной среде осуществляется в контексте межкультурной коммуникации между акторами миссии, являющимися представителями русской культуры и адресатами миссии, являющимися носителями иных культурных традиций. Задача миссионера состоит в наполнении культуры народа, к которому обращена проповедь, евангельским содержанием. Новое мировоззрение должно получить своё отражение в культурном развитии того или иного народа. Для такой работы миссионер должен обладать не только богословскими знаниями, но также иметь достаточную осведомленность в сфере культурной антропологии, этнологии и этнографии. Несмотря на недостаточную разработку данной проблематики, современные подходы к построению этнокультурных стратегий миссии нашли свое отражение в полевых исследованиях и теоретических обобщениях [11, с. 72- 80], [13]. На их основании в настоящей статье предлагается гипотеза, содержащая определенные подходы к формированию этнокультурных стратегий миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Основные статистические данные для данного исследования базируются на Всеросcийской переписи населения [12]. В настоящей работе отображены определенные особенности и закономерности, характерные для разных типов регионов. В качестве основы гипотезы мы предлагаем рассмотреть религиозную жизнь людей как самостоятельную часть их культуры. Теоретическую базу исследования составляет антропологический метод Фридриха Ратцеля, который послужил основой диффузионистского направления.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=