Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 92 гражданина и страну перед выбором ее развития до мирового уровня. «Отказ от культурной модернизации, по мнению китайских исследователей, «ставит нацию перед необходимостью «сохранения своей традиционной культуры или старого стиля культурной жизни, что только увеличит разрыв между уровнями модернизации культурной жизни в Китае и в мире» [1, с. 276]. Культурный выбор представлен в исследовании китайских ученых свободным выбором в правовом и нравственном смыслах. Ценностное значение культурного выбора каждого человека с точки зрения права основывается на факторе защиты со стороны права, которое возлагает на общество определенную ответственность и вменяет соответствующие обязанности, в силу чего культурный выбор «не должен нарушать национальные ограничения или социальные критерии, а также затрагивать культурный выбор, права и интересы других индивидов». Право и государство должны оказывать поддержку культурного выбора различных общественных групп, «развивать прогресс и гармонию в культуре» [1, с. 276-277]. Комментарии 1. Понятие дуализма имеет место в религиозной, философской и культурной традиции: Культурный дуализм рассматривается в социологии культуры как «культурный диссонанс – ситуация, возникающая после глубоких социальных потрясений и переломов, при которой прежняя и новая культуры сталкиваются и входят между собой в конфликт» (См.: Национальная социологическая энциклопедия. Ст. Культурный дуализм. Режим доступа. Электронный ресурс: http://voluntary.ru/termin/kulturnyi-dualizm.html ) Мы рассматриваем культурный дуализм в контексте социокультурных модернизационных процессов с точки зрения наличия в культуре социокультурного продукта , который одновременно выступает и как социокультурный товар с точки зрения их ценностной составляющей в социокультурном пространстве. 2. Поэтому «культурная модернизация заключается не в уничтожении «устаревшего» культурного наследия, а в его защите и рациональном использовании. В ходе культурной модернизации понимание функций культурного наследия постепенно углубляется» – Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001–2010). Гл. ред. Хэ Чуаньци. Отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь мир. 2011. С. 210 3. В докладе представлена триада культурной модернизации или, иначе говоря, «упрощенная концептуальная модель культурной модернизации: культурное развитие = культурный прогресс + позитивная культурная адаптация + культурный прогресс х позитивная культурная адаптация. Культурная модернизация = культурное развитие х культурные трансформации х изменения международного культурного положения. Культурная модернизация = культурное развитие х культурные трансформации х между- народные культурные взаимодействия». См.: Обзорный доклад 2011 – Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001–2010). Гл. ред. Хэ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=