Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 90 социальная модернизация» [1, с. 150]. Таким образом, задачи социальной модернизации – в повышении образовательного потенциала страны как одного из важнейших экономических факторов, позволяющих преодолеть социальное неблагополучие и неравенство. По сути дела, развитие социальной модернизации в контексте проектирования образовательного потенциала страны – это практическое внедрение «национальной стратегии по борьбе с нищетой, стратегии социального благополучия, стратегии новой урбанизации, стратегии социальной информатизации и стратегии социальной интенсификации знаний» [1, с. 156]. В состав социальной модернизации включены культурная и экологическая модернизация. Культурная модернизация является продолжением социальной модернизации. В культурной модернизации, в ее ценностно-понятийной характеристике выделяются, согласно исследованиям китайских ученых, следующие элементы, которые определяют культурный дуализм модернизации [Комм. 1], имеющий всеобъемлющий характер, свойственный для всех стран. Культура в процессе модернизационных изменений выступает, с одной стороны, как социокультурный товар , с другой – как социокультурный продукт . Социокультурный продукт, с точки зрения его ценностных свойств, качества, характеризуется как произведение, созданное в рамках определенной национальной культуры, идентифицировано как национальное достояние. Поэтому социокультурный продукт как «средство культурной идентичности» принадлежит определенной национальной стране и может быть защищен государством. Таким образом, культурная идентификация социокультурного продукта, произведенного в той или иной стране, соответствует его национальной идентификации . Социокультурный продукт в современном обществе приобретает еще и качество социокультурного товара, который может быть не только произведен, но и продан на рынке. То есть продукт культуры, как и всякий другой продукт , является товаром , который востребован на всемирном рынке с целью получения денежной выгоды, соответственно, может быть продан на рынке, безусловно, с учетом требований этого рынка. Таким образом, национальный социокультурный продукт коррелируется с национальной выгодой. В соответствии с этим «изменения культуры могут зависеть как от национальной выгоды, так и от рыночной конкуренции». Исходя из этого, китайские ученые считают, что существование культуры, ее национальной ценностной основы, возможно только в рамках национальной идентичности страны, в результате чего, во-первых, возникает необходимость защиты традиционных культурных устоев, прав и интересов со стороны государства, во-вторых, востребованность на рынке расширяет конкурентоспособность продуктов культуры, в-третьих, являются «средством повышения качества культурной жизни и конкурентоспособности». Культурный дуализм в рамках культурной модернизации характерен для процессов культурного развития в различных странах, с одной стороны, как «выражение культурных прав и интересов», другой стороны, имеют выраженный «товарный» смысл: во всемирном масштабе культурного товарооборота произведения культуры обозначаются как товар [1, с. 204-205].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=