Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 85 независимо от того, кем и о чем она написана, как говорил поэт Поль Клодель, это всегда «лаборатория воображения, экран для лучей волшебного фонаря, где дух, не удовлетворенный грубым скоплением живых существ и событий в повседневной жизни, пытается с помощью вымысла упорядочить мир, установить ясные и гармоничные соотношения» [4, с. 160]. А ведь это нечто прямо противоположное тому, чем занят библиоман. Вместо мира, упорядоченного в Космос, обитатель «гиперреальности» погружен в хаос «мозаичности» любых легко доступных «текстов». Для того чтобы научиться воспринимать Книгу, знатоку «текстов» нужно в своем сознании сделать поворот на 180 градусов. Не случайно последнее эссе Умберто Эко на эту тему называется «От Интернета к Гуттенбергу» [11] – поскольку в эпоху Интернета человеку, увлеченному современными информационными технологиями, нужно научиться проделывать обратный путь – к истокам и базовым навыкам культуры, которые им прочно забыты. Именно в умении так создать структурированную систему книг библиотеки и установить ее коммуникацию с читателем – состоит искусство современного библиографа. Культура благоговейного восприятия Книги восходит к великим религиозным традициям и возникла в процессе чтения и осмысления священных текстов. Уже позднее, в эпоху книгопечатания, этот навык был перенесен и на книги светские – научные, художественные, учебные. Это была эпоха Модерна. Кризис Модерна протекает в форме общего явления, которое в новейшей литературе называют «неоварварством». Впервые об этом писал еще Х. Ортега-и-Гассет: «по отношению к той сложной цивилизации, в которой он рожден, европеец, входящий сейчас в силу, – просто дикарь, варвар, поднимающийся из недр современного человечества» [Цит. по: 9, с. 204]. Главной причиной этой вторичной варваризации является формирование «потребительского общества», в котором оказывается «избыточным» все, что выходит за рамки индивидуализма и прагматики – стремления ко все большему комфорту и удовлетворению витальных потребностей (которые становятся все более искусственными), – в первую очередь, базовые духовные ценности и культурные навыки, унаследованные от «традиционного общества». Способность общения с Книгой – это один из таких хрупких навыков, который так же легко утратить, как и очень трудно возродить. Г. Гессе отметил симптоматичный факт: привычка к регулярному чтению книг в качестве массового явления разрушается параллельно с ростом сети библиотек и ростом массы книжной продукции. Труднодоступность книги создает ощущение «магичности» книги как целостного мира, как удивительного «окна», открывающего нам всегда новый взгляд и на мир внешний, и на наш собственный внутренний мир. На книгу как модель судьбы. Общедоступность убивает ценное чувство «магии» книги, без которого книга становится лишь «текстом» – носителем «информации» [2, с. 185]. Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующий обобщающий вывод. Книга сохраняет особую функцию в культуре, в первую очередь, благодаря своему воздействию на психику и экзистенцию человека как особое, ничем не заменимое средство смысложизненной рефлексии, выступая в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=