Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 79 вся человеческая культура. Главной причиной появления письменности было развитие цивилизаций Древнего Востока и усложнение их хозяйственно- административного аппарата. Временем возникновения алфавита, как наиболее развитой письменно-фонетической системы, является середина II тыс. до н.э. Отношение между графическим знаком и денотатом конвенционально и исторически складывается в ходе эволюции естественного языка. Объект графического знака определяется типом культуры того или иного общества, а особенности его происхождения связаны со сложным процессом формирования абстрактного мышления. Письменный знак приобретает статус символа, который становиться неотъемлемой частью культурной памяти народа, обладая непротиворечивостью, релевантностью, образностью, универсальностью и мотивированностью. Мощное развитие книга получила в античное время. Именно тогда появляется основные виды литературных жанров, стиль оформления книги, ее формат. Этот процесс связан с появлением новой семиотической системы, которая существовала в рамках создания демократических государств-полисов. С распространением христианства появляется новое понимание книги, а именно в форме борьбы форматов книги, между книгой-свитком и книгой- кодексом. Изобретение печатного станка позволило создать новую семиотическую систему, которая окончательно заняла место устной традиции. В это время происходит трансформация и смена коммуникативных парадигм. Информация получает имманентную качественную характеристику. Человечество переходит в новую эпоху, где возможно массовое накопление знания и его передача текста на расстояние и во времени. Все это ставит принципиальный культурологический и еще более общий философский вопрос о понимании феномена книги как особого культурного и экзистенциального феномена – то есть феномена, формирующего личность, регулирующего внутренние экзистенциальные процессы в человеке. В истории философско-культурологической мысли к настоящему времени накоплено большое количество интерпретаций феномена книги. Задачей данной статьи является обобщение некоторых из этих подходов с целью выработки целостного философско-культурологического понимания книги не только как феномена, но и как определенной культурной универсалии. Для более глубокого культурологического и философского понимания феномена книги явно недостаточны обычные определения понятия «книга». Согласно энциклопедическому определению, книга – важнейшее средство информации, орудие идеологической борьбы, распространения знаний, образования и воспитания, т.е. здесь отмечается значимость в виде функции книги [5, с. 251-252]. Книга есть знаковая система, в которой для обмена семантической информацией между двумя другими материальными системами, например, автором и реально существующим миром или автором и читателем, используется совокупность визуально воспринимаемых шрифтовых знаков или графических изображений, воспроизведённых на листовом материале рукописным или полиграфическим способом [7, с. 43]. Более универсальное понятие предложил И. Е. Баренбаум: книга – это произведение письменности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=