Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 72 персональная идентичность в разных предметно-энергийных качествах дает постоянный внутренний диалог «Я» между уровнями в процессе становления пассионария. Становление универсальности пассионария по четырем уровням бытия: 1) Уровень первой предметности – орудийное вещественное бытие человека – объект, взятый в отношении к средству, энергийность, погруженная в телесно-чувственное бытие человека. Пассионарий идентифицирует себя с предметностью вещественного бытия телесно-чувственного мира. В реконструкции культуры Аркаима – это археологические артефакты культуры Синташта-Аркаим (колесо со спицами, погребальный и производственный инвентарь) – форма опредмеченная в вещественно-предметном бытии, реальное применение относящихся сторон (способ передвижения, сохранения, производства) – восстановление ископаемых объектов на основе содержащейся в них информации – артефакты, дающие информацию о производственной подсистеме предметного мира представлены в музее Аркаима – археологическая реконструкция ; 2) Уровень второй предметности – символическое бытие человека, структурирование его бытия с образно-символическим бытием. Пассионарий идентифицирует себя с образным бытием. В культуре Аркаима – это деятельностно-образная реконструкция жизни в границах артефактов (колесница, курган, металлургическая печь-колодец) – образное воспроизведение применения артефактов: а) деятельно распредмеченный уровень вещественной формы, раскодирование запечатленных в артефактах символических образов в заповеднике «Аркаим» (Сарматский курган железного века «Темир», Жилища эпохи энеолита, реконструкция Аркаимского дома, музеефикация раскопа Аркаимского жилища) – историческая реконструкция ; б) трансмедиальный образ Аркаима передан через формы искусства: кино (фильм), театр (спектакль, балет), литература (проза, поэзия), скульптура, живопись – трансмедиальная реконструкция ; 3) Уровень третьей предметности – знаковое бытие в языке, мышление – словесно-знаковый уровень, свернутая в мысли форма действия с вещью (идеализация, сознание, язык, слово, знак, идея). В культуре Аркаима – это косвенные индоиранские источники – ведические тексты, где слово – высшая творческая сила, способная создавать космос, а мир – результат мысли и слова бога (конструкция Аркаима в форме вары, мандалы , «воплощение структуры крыла птицы в храмово-погребальном комплексе – Большом Синташтинском кургане соотнесено с архетипическим образом горы и птичьих крыльев в погребальном обряде в индоиранских и месопотамских текстах» [3, с. 78]; Вселенское Древо, коренящееся в первозданных водах, связано со священным местом, дерево – источник очистительной влаги, сомы или амриты – напитка бессмертия. В Ригведе птицеподобные гении (гандхарвы) охраняют дерево – источник небесного Сомы, их отождествляют с Ашвинами, Марутами. «Выход подпочвенных вод (колодец, родник) в Большом Синташтинском кургане – мифологические взаимоотношения «человек – вода – гора» в культуре

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=