Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 71 вдохновение в искусстве, философская и научная интуиция) на онтологическом сущностном уровне универсалий, на гносеологическом уровне внутренней, коммуникативной формы языка и мышления, на праксеологическом уровне образно-символической деятельности, опредмечено в материальной культуре. Все эти символические программы мышления и деятельности пассионария выявляют сущностное творческое единство, направленное на достижение единой целостной картины мира. Пассионарность рассмотрена на примере культуры протогорода Аркаим. Протогород эпохи бронзы Аркаим (XXI–XVIII вв. до н.э.) открыт в степях Южного Зауралья и отнесен к синташтинской археологической культуре, которую ученые связывают с индоиранскими скотоводами. В основании Аркаима два кольца оборонительных сооружений из сырцовых блоков, два кольца жилищ, круговая улица, в центре площадь, вокруг ров и река. Два десятка протогородов подобного типа в округе образуют «Страну городов», признанную всеми специалистами центром культурогенеза степной и лесостепной Евразии [2]. Общепризнанная в науке степная теория локализует прародину индоиранцев в степях Евразии с их последующим переселением в Индию и Иран. Археолог Е. Е. Кузьмина доказала, что «наиболее вероятные предки ариев – создатели памятников Синташта-Аркаим на Урале XXI-XVIII вв. до н.э.» [4, с. 4]. Аркаимско-синташтинская культура – культурный взрыв, пассионарное нарушение исторического процесса, прорыв на более высокий социокультурный уровень развития общества Евразийских степей в эпоху бронзы, где оседлость стала условием жизни, возникли урбанизированные фортификационные протогородские центры, имеющие планировку в форме круга, овала, квадрата. Философско-методологическая реконструкция культуры Аркаима В философско-методологической реконструкции бесписьменной археологической культуры необходимо отметить роль философской интуиции. Реконструкция культуры протогорода Аркаим в рамках предметно- энергийного подхода А. Б. Невелева [6] позволяет обосновать энергийность пассионарности и увязать предметный и энергийный уровни социокультурного бытия. Энергийность бытия человека – идеализированная, абстрагированная субстанция деятельной способности. У П. Тейяр де Шардена [8] в учении о точке Омега энергийность – универсальная любовь. Энергийно Единое неоплатоников. Предметность – термин Ясперса, «исчезающая предметность» девизионируется, но не исчезает, а универсализируется и дает обозначение всё большему числу отношений и деятельной способности человека. Энергийно понятая пассионарность позволяет увязать предметный и энергийный уровни социокультурного бытия. Методологически ведущую роль играет движение предметной формы по четырем уровням бытия (вещь, деятельность, мысль, предельная универсалия). Предметные формы соответствуют уровням предметной идентичности «Я». Форму предметного мира переводим в форму «Я». «Я» пассионария находится на каждом из четырех уровней бытия и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=