Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 70 И. П. Лобанкова Уфимский государственный нефтяной технический университет ПОСТИЖЕНИЕ ПАССИОНАРНОСТИ В КУЛЬТУРЕ ПРОТОГОРОДА ЧЕРЕЗ МИФ, РИТУАЛ, СИМВОЛ Сущность пассионарности в культуре протогорода раскрывается в основных способах постижения ее культурного смысла через миф, ритуал, символ, сакральное на примере культуры Аркаима. Пассионарность проявлена в разных предметных формах бытия: на онтологическом сущностном уровне универсалий, на гносеологическом уровне коммуникативной формы языка и мышления, на праксеологическом уровне образно-символической деятельности и материализована в археологических артефактах. Все эти символические программы мышления и деятельности пассионария направлены на становление его природно- культурного единства и универсальности в целостной картине мира. Ключевые слова : пассионарность, культура, протогород, миф, ритуал, символ, реконструкция. I. P. Lobankova Ufa State Petroleum Technological University (Ufa, Russia) COMPREHENSION OF PASSIONARITY IN THE PROTO-CITY CULTURE THROUGH MYTH, RITUAL, SYMBOL The essence of passionarity in the proto-city culture is revealed in the main ways of understanding its cultural meaning through myth, ritual, symbol, the sacral on the example of the Arkaim culture. Passionarity is manifested in various objective forms of being: on the ontological essential level of universals, on the gnoseological level of the communicative form of language and thinking, on the praxeological level of figurative-symbolic activity and materialized in archeological artifacts. All these symbolic programs of passionary's thinking and activities are aimed at the formation of its natural and cultural unity and universality in the whole picture of the world. Keywords : passionarity, culture, proto-city, myth, ritual, symbol, reconstruction. Понятие пассионарность (passio – страстность, энергия) введено в науку Л. Н. Гумилевым [1] как стремление к цели, ради которой рискуют жизнью, импульс подсознания, противоположный инстинкту самосохранения, природная причина этногенеза. К. Ясперс [10] выявил культурные предпосылки духовного прорыва, открывающего мировую историю в Осевую эпоху. В статье предпринята попытка синтеза двух известных позиций оппонировавших мыслителей: Л. Н. Гумилева и К. Ясперса. Л. Н. Гумилев акцентировал природные истоки пассионарности, К. Ясперс – культурные начала, эпоху Осевого времени. Взаимодействие культуры и природы порождает пассионария – исток этногенеза. Пассионарность можно рассмотреть в связи с неявным, периферическим, имплицитным знанием М. Полани [7], приобретенным человеком в жизненной практике. Неявное знание проявлено в разных формах, языках культуры (мифологическая партиципация, откровение в религии,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=