Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 65 стариков», «Упустишь огонь – не потушишь», «Много ли человеку земли нужно», «Как чертенок краюшку выкупал». К реалистическим рассказам относятся такие как «Алеша Горшок», «Корней Васильев». Произведение «Фальшивый купон» считается повестью. Материал для такого рода рассказов был достаточно широк: сюда входили и книги древнегреческого мыслителя Геродота, также «Четьи Минеи», сказки Афанасьева. «Чем люди живы», «Три старца», «Два старика» были созданы Л. Н. Толстым по сюжетам рассказов прионежского сказителя В. Щеголенка. В «Сказке об Иване-дураке и его двух братьях» писатель обратился к сюжету о трех братьях, двое из которых смышленые, а третий дурак, достаточно часто встречающиеся в русских народных сказках. Ряд древних апокрифических сказаний и легендарных повестей также нашли отражение в народных рассказах Л. Н. Толстого. Легенда о Христе, крестившем младенца в семье убогого человека, нашла отражение в таком произведении, как «Крестник», «Повесть святого Феодора, епископа Едесского» – в рассказе «Два брата и золото», сюжет о старцах, нечленораздельно молившихся, но обнаруживших неподдельную преданность Богу отразился в рассказе «Три старца». Рассказ французского писателя Р. Сайана «Дядя Мартын», анонимно напечатанный в России, Толстой использует в рассказе «Где любовь, там и Бог», причем сам писатель, по собственным словам, «изменил стиль и прибавил несколько сцен» [3, с. 412]. Будучи в своем Самарском имении, Л. Н. Толстой неоднократно имел возможность наблюдать за жизнью и обычаями башкир, что отразилось в его рассказах «Вражье лепко, а божье крепко», «Ильяс». В «Много ли человеку земли нужно?» был отражен древний скифский обычай приобретения земли путем обега или объезда на коне. Изучение крестьянской действительности привело к созданию писателем рассказов «Упустишь огонь – не потушишь» (сюжет был взят из реального случая с яснополянским крестьянином О. Г. Жидковым), «Зерно с куриное яйцо» и «Свечка». Важную роль в создании народных рассказов сыграла и притча. Толстой использует ее в построении композиционной структуры своих произведений. Его рассказы строятся по схеме, близкой к структуре канонической притчи: аллегория – толкование. Также притчевость проявляется в создании «сакральных» и «профанных» [5, с. 17] персонажей. В качестве такого сакрального героя у Л. Н. Толстого чаще всего выступает отец, крестный, ангел, божий человек, Господь. Именно такой персонаж «дает событийному ряду, поступкам других персонажей оценку в свете христианской аксиоматики» [6, с. 42]. «Профанный» герой проходит эволюцию от неведения, безбожного существования к богопознанию. Композиционно писатель членит свои рассказы на две части: реальный и идеальный план повествования. Реальный план повествования Л. Н. Толстой использует зачастую для изображения «абсурдного в объективной действительности» [6, c. 43], и в качестве такого приема у него часто выступает гротеск. Идеальный план создается при помощи таких приемов как голосовые и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=