Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 64 современная массовая литература построена главным образом как «временное убежище» человека от тех проблем современности, с которым он неминуемо сталкивается в наше время. В истории русской литературы было много примеров, когда писатели стремились «выразить свои духовные, социально-политические искания простым и адекватным образом» [2, с. 32]. Л. Н. Толстой, разоблачая массовую культуру, стремился к тому, чтобы искусство было ясно и понятно простому народу. Однако, эстетические критерии искусства не соответствуют эстетическим запросам современного массового искусства: создавать произведения, понятные даже простому обывателю. Цикл «народных рассказов» «был нацелен на реальные общественные и моральные вопросы тех лет» [3, с. 410], на защиту общественного народного сознания от моралистических подделок под религиозность, воспитание эстетического вкуса, раскрытие эстетических и нравственных ценностей народной мудрости. Замысел народных рассказов Толстого был связан с отсутствием народной литературы как таковой в его время, что в свою очередь проистекало из отсутствия народного образования в целом. «Мы <…> не хотим обвинять в невежестве народ, не принимающий нашего образования, а будем себя обвинять в невежестве и гордости, ежели вздумаем образовать народ по-своему» [4]. Также Л. Н. Толстой критикует сочинения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Державина, Филарета, считая, что они «не известны и не нужны для народа, и не приносят ему никакой выгоды» [4]. Л. Н. Толстой создает собственный творческий метод «духовной правды», который синтезирует в себе «реальное и идеальное как способ воплощения гармонической реальности» [5, c. 10]. Этот метод стал главным источником художественного своеобразия «народных рассказов» Л. Н. Толстого. «Народные рассказы» представляют собой обширный пласт художественных произведений духовного толка, призванных осмысливать читателем те или иные христианские принципы жизни. Л. Н. Толстой, создавая их, преследовал определенную цель: «внушить читателям из народа мысли о христианском поведении и о непротивлении злу насилием» [3, c. 411]. Письма Л. Н. Толстого к писателю Ф. Тищенко в 1886 году отразили его точку зрения на цели и задачи художника, пишущего для народа. Будучи противником «холодного и голого описания событий», Л. Н. Толстой говорит о важности простоты и общепонятности изложения, самым главным считая выяснение «внутреннего хода чувств», подчеркивая, что «перевороты» в душе героев должны совершаться в событиях, а не просто описываться. По своей структуре народные рассказы делятся на легенды («Кающийся грешник», «Два брата и золото», «Вражье лепко, а Божье крепко»); рассказы- легенды («Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Три старца», «Два старика», «Свечка», «Крестник»); проповеди («Нагорная проповедь», «Искушение господа нашего Иисуса Христа», «К картине Ге», «Страдания господа нашего Иисуса Христа»); сказки («Сказка об Иване-дураке», «Работник Емельян и пустой барабан», «Зерно с куриное яйцо»). Сказовыми по своему характеру являются такие произведения как «Ильяс», «Девчонки умнее

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=