Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 58 гонений, обновленческого и иных расколов Русская Церковь продолжала свидетельствовать Истину Православия подвигом новомучеников и исповедников. Верность Христу и Матери-Церкви ценою своей жизни явилась ознаменованием истинности того опыта богообщения, который хранили и передавали миссионеры Церкви дореволюционного периода. Кровь новомучеников взрастила новые христианские поколения, обеспечившие непрерывность духовной традиции Русского Православия. Свидетельствуя в относительно благоприятной среде, современные миссионеры должны помнить, что проповедь Истины есть путь исповедничества, следуя которому нужно быть готовым подтвердить свою веру подобно новомученикам XX века. Несмотря на значительные ограничения возможности миссии, Русская Церковь никогда не оставляла стремления к развитию миссионерства. Примером тому является создание в 1946 году Миссионерского совета при Священном Синоде. Однако, в период хрущевских гонений приоритетной задачей стало сохранение приходов как центров церковной жизни. Несмотря на беспрецедентное давление со стороны государства, разгул атеистической пропаганды, которая, во многом, черпала свои силы в вероотступниках, приобретая черты антимиссии, многие приходы оставались миссионерскими. Активное миссионерское служение вели такие выдающиеся пастыри как протоиерей Всеволод Шпиллер, архимандрит Серафим (Тяпочкин), протоиерей Борис Старк, протоиерей Александр Мень, священник Димитрий Дудко и др. Опыт этих пастырей остается актуальным и для современного миссионера. Важно сознавать, что традиции приходской миссии в Русской Церкви никогда не прерывались. Оказавшись в изгнании, представители Русской Церкви сохранили в полноте свой миссионерский дух, что, во многом, было обусловлено значительно большей степенью свободы религиозной жизни. Благодаря этому, Православие было открыто для многих жителей Европы и Америки, многие из которых сами стали миссионерами. Голоса таких миссионеров русского зарубежья, как митрополит Сурожский Антоний (Блум), епископ Василий (Родзянко), протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф и др. были услышаны на исторической Родине. Их свидетельство вдохновляло православных христиан в России на активную проповедь Слова Божия среди своих соотечественников. Обретение религиозной свободы отрыло новые перспективы для православной миссии. Празднование 1000-летия Крещения Руси само по себе стало выдающимся миссионерским событием в истории XX века. Вместе с тем, вновь открывшиеся возможности содержали в себе серьезные вызовы для Церкви. Духовное просвещение народа, освободившегося из плена атеистической идеологии требовало широкомасштабной миссии, к которой люди Церкви были недостаточно готовы. С другой стороны, наша страна стала объектом экспансии различных сект и новых религиозных движений, активно осуществлявших прозелитическую деятельность. Вследствие этого, в сознании многих миссионерское служение стало отождествляться с антисектантской деятельностью. Иногда эта полезная и нужная работа совершалась в отрыве от

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=