Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 57 миссии, видимые успехи Урмийской миссии являются тому примерами. Особое место занимает миссионерская деятельность св. равноап. Николая (Касаткина). Миссия в Японии не только привела к Истине Православия многих ее жителей, но и ознаменовалась рождением отдельной национальной церковной традиции, выразившейся в создании Поместной Церкви. В XX веке православные миссионеры достигли огромных успехов в Африке. В настоящее время русские миссионеры осуществляют свое служение в Таиланде, странах Индокитая, в Индонезии, на Филиппинах и в Индии. Опыт миссионеров XIX века является источником упования современных миссионеров в нехристианской среде. Важнейшим миссионерским событием XIX века стали труды по переводу Священного Писания на русский язык. Один из переводов Пятикнижия был подготовлен прп. Макарием (Глухаревым), начальником Алтайской миссии. Синодальный перевод Священного Писания, выпущенный в 1876 году, был предназначен для домашнего чтения, то есть имел ярко выраженную миссионерскую направленность. Благодаря этому и иным переводам, Священное Писание стало доступным многим людям, плохо владеющим церковно-славянским языком. В современных условиях миссионеры должны помнить, что именно Священное Писание было и остается основой православной проповеди. Также важнейшим средством миссии является объяснение богослужебных текстов на языке, доступном современному человеку. Начиная с Петровских реформ, набирал силу процесс расцерковления российского общества и, прежде всего, его образованной части. Зачастую, одной из причин этого стал излишний формализм во взаимоотношениях клира и паствы. С середины XIX века многие представители русской интеллигенции обретают духовное руководство в лице старцев Оптиной пустыни и иных обителей, явивших образец миссионерского служения монастырей. Сознательное воцерковление определенной части русской интеллигенции породило феномен русского религиозно-философского возрождения в период конца XIX – начала XX веков. Современные миссионеры должны помнить, что именно личный опыт богообщения и подвига является залогом успеха в обращении людей, взыскующих собственного духовного роста. В Синодальный период на развитие приходской миссии был наложен ряд ограничений, связанный с зависимостью Церкви от государства. В начале XX века в церковной среде возникли инициативы по расширению сферы социально-миссионерского служения приходов, важнейшей из которых стал проект митрополита Санкт-Петербургоского и Ладожского Антония (Вадковского). Однако, эти инициативы не получили поддержки государства. Социальная активность народа, лишенная церковного окормления, приобрела форму политической борьбы, приведшую к трем русским революциям и разрушению государственности. Помня об этом, современные миссионеры должны со всей ответственностью использовать уникальные возможности социальной миссии в современном обществе. После установления советской власти любые формы миссионерского служения были запрещены законодательно. В условиях непрекращающихся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=