Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 55 полуострова. Православная миссия всегда носила ненасильственный характер и, в дальнейшем, в отличие от латинских миссионеров Америки, Африки и Азии православные миссионеры Сибири и Дальнего Востока рассматривали обращение нехристианских народов как цель, а не средство для их эксплуатации. Современные православные миссионеры, наблюдая значительные успехи западных христиан в деле миссии, должны сознавать, что в определенные исторические периоды православная миссия была не менее успешной, эффективной и вдохновляться этим в своем миссионерском служении. В своем историческом становлении Русская Церковь столкнулась с внутренними деструктивными силами в лице стригольников и жидовствующих. Стригольники явились прообразом тех сил, которые ныне клевещут на Церковь, используя немногочисленные негативные примеры. Ересь жидовствующих зародилась под внешним влиянием в среде отступивших от Православия представителей духовенства и высшей бюрократии, создавших с целью захвата государства тайное антихристианское общество. Русская Церковь в лице святителя Геннадия Новгородского явила образец антисектантской миссии, благодаря которой русский народ сохранил православную веру. Современным православным христианам следует помнить, что недобросовестная критика негативных явлений в жизни отдельных членов Церкви и излишняя восприимчивость к неправославным духовным идеям и практикам может привести к отпадению от полноты веры и церковного общения. После 1054 г. Православная Церковь противостояла латинской экспансии, проявляющейся в насильственных попытках обращения и проектах унии. В период Смутного времени латинский Запад пытался духовно и политически поработить русский народ, который был искушаем возможностью полной интеграции в единую европейскую цивилизацию ценой отказа от Православия. Русский народ выстоял, в том числе потому, что репрессивные методы миссии были для него неприемлемы. Опыт Смутного времени важен для современного миссионера как пример необходимости противодействия экспансии новых религиозных движений, несущих угрозы духовной безопасности общества. Церковная реформа XVII века породила раскол, нарушивший духовное единство русского народа. Историкам и богословам еще предстоит дать окончательную оценку этим событиям. На протяжении последующих 250 лет антираскольная и антисектантская миссия становится важнейшим направлением миссионерского служения Церкви. Формы и методы этой миссии, как правило, определялись государством, поэтому антираскольная миссия этого периода не всегда была ненасильственной. Вместе с тем, именно в этот период был накоплен огромный теоретический материал и практический опыт в сфере расколоведения и сектоведения. В последние десятилетия Церковь столкнулась с новыми формами расколов, поэтому антираскольная миссия является важнейшим направлением миссионерского служения Церкви. Сохраняя строгую верность каноническому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=