Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 43 психоанализа и феминизма. Лаура Малви – профессор кино- и медиа- исследований Биркбекского колледжа Лондонского университета. Она является автором знаменитой работы «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», режиссером ряда авангардных фильмов, снятых в 1970-е и 1980-е годы, например, снятого совместно с Питером Уолленом «Загадки сфинкса» (1977). Эссе Малви «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» оказало значительное влияние на развитие кинотеории. Текст этого эссе считается классикой кинофеминизма, так как в нем обозначены до сих пор не утратившие своей актуальности вопросы. Среди них – способы первичной и вторичной идентификации, механизмы формирования субъективности, явление вуайеризма. Малви размышляет о специфике «мужского взгляда», определяет позицию женщины-зрителя, исследует особенности представления женщины в кино. Кинокритик рассуждает о концепции маскулинизма – в особенности ярко выраженной, по ее мнению, в таком жанре американского кинематографа как «film noir» («черный фильм»), прошедшего свое становление в период 1940- 1950-х гг. Стилистика «film noir» воодушевляет многих режиссеров современного американского кино, несмотря на то, что этот жанр все еще является объектом феминистской кинокритики. «Визуальное удовольствие» намечает актуальные векторы исследования, которые проходят через все ее последующие работы. Наиболее очевидно, что это феминизм и психоанализ, и именно эти две ветви мышления ХХ века, наряду с марксизмом, наиболее последовательно насыщают философский подход Малви к кино и искусству. Ряд других обширных областей вызывает явный и постоянный интерес Малви. Они включают фотографию (в частности, идеи о неподвижности и задержке образа) и современное искусство (с акцентом на женщин-художниц и художников, которые могут в широком смысле быть охарактеризованы как «постмодернисты»). Все чаще в последнее время ее работы отражают интерес к смерти и фрейдистское принуждение к повторению. Ее интерес к кино охватывает довольно узкий диапазон, с акцентом на популярные голливудские фильмы 1930-1960-х гг., мелодраму и на иранское кино. Именно в начале 1970-х годов Малви начала переоценивать свое отношение к голливудскому кино из-за своей вовлеченности в феминизм и психоанализ. В своем введении к работе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» она пишет: «До того, как я оказалась поглощенной Женским движением, я провела почти десять лет поглощенной кино Голливуда. Хотя в начале 70-х годов эта великая, неоспоримая и необъяснимая любовь оказалась в кризисе в результате воздействия феминизма на мое сознание, она также оказала огромное влияние на развитие моих критических работ, идей и дискуссий в рамках кинокультуры, которыми я занимаюсь в течение последних пятнадцати лет или около того» (цит. по: 3, перевод мой – И. Г. ). Работа Малви начинает концентрироваться на анализе того, как женщины представлены в популярной и художественной культуре. Она принимает участие в демонстрации против конкурса Мисс Мира,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=