Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 42 И. Е. Герасименко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого «МУЖСКОЙ ВЗГЛЯД» И ТЕОРИЯ ФЕМИНИСТСКОГО КИНО В статье речь идет о работах Лауры Малви, которая вошла в историю феминистской критики как исследователь кино в аспекте психоанализа и феминизма. Особое внимание уделяется ее эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф», которое оказало значительное влияние на развитие кинотеории. Автор статьи анализирует концепцию Лауры Малви, делая ссылки на ее работы. Среди вопросов, поднятых Лаурой Малви, – способы первичной и вторичной идентификации, механизмы формирования субъективности, явление вуайеризма, специфика «мужского взгляда», позиция женщины-зрителя, особенности представления женщины в кино. По мнению И. Е. Герасименко, исходный тезис Л. Малви состоял в том, что форма фильма обусловлена бессознательным патриархального общества. Заимствуя «мужской взгляд», женщина-зритель усваивает навязываемое ей патриархальное мировоззрение. Указывается, что эссе «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» имеет теоретическую ценность, поскольку в ней вводится в научный оборот понятие «мужской взгляд». В статье отмечается, что Л. Малви подробно рассматривает фетишизм с точки зрения кино. Приводится позиция исследовательницы и ее оппонентов. Анализируется связь фетишизма и любопытства в более поздних работах Л. Малви. Ключевые слова : Лаура Малви, мужской взгляд, феминизм, фетишизм. I. E. Gerasimenko Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) «THE MALE GAZE» AND THE THEORY OF FEMINIST CINEMA The article deals with the works by Laura Mulvey, who entered the history of feminist criticism as a film researcher in the aspect of psychoanalysis and feminism. Particular attention is paid to her essay «Visual pleasure and narrative cinema», which had a significant impact on the development of cinema theory. The author analyzes the Laura Mulvey's concept making references to her work. Among the issues raised by Laura Mulvey there are the ways of primary and secondary identification, mechanisms of subjectivity formation, phenomenon of voyeurism, specificity of the «male view», the position of the female viewer, and features of woman representation in the cinema. According to I. E. Gerasimenko, the L. Mulvey’s original thesis was that the form of the film is conditioned by the unconscious of the patriarchal society. Borrowing the «male gaze», the female viewer assimilates the patriarchal worldview imposed on her. It is pointed out that the work «Visual pleasure and narrative cinema» is of theoretical value, since it introduces the notion of «male gaze» into the scientific revolution. The article notes that L. Mulvey examines fetishism in detail in cinema terms. The points of the researcher and her opponents are given. The connection between fetishism and curiosity in later works by L. Mulvey is analyzed. Keywords : Laura Mulvey, male gaze, feminism, fetishism. Лаура Малви вошла в историю феминистской критики как теоретик, положивший в середине 1970-х гг. начало исследования кино в аспекте

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=