Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 39 Например, важнейшей частью русской культурной традиции является учение о соборности, развитое А. С. Хомяковым в 50-е годы XIX в. Главным принципом этого учения являлась идея духовного общения, призванная объяснить свойства как общества в целом, так и отдельного человека. Общество, понимаемое как всеединство, – совершенное соединение лиц, которое само также может быть рассмотрено как цельная личность и как единый организм, противопоставляется А. С. Хомяковым «мертвому», атомизированному обществу, члены которого связаны друг с другом внешними, формальными связями и участвуют в нем «внешней» стороной своей личности. Органическое общество предстает как «истинное братство», члены которого связаны узами взаимной любви, в противоположность внешнему объединению людей в общество посредством «условного договора». «Внутренней правде» – главному принципу регулирования отношений между людьми в органическом обществе – А. С. Хомяков противопоставляет «внешнюю правду» «мертвого» общества, которая «довольствуется освящением и охранением условных и случайных отношений между людьми» [7, с. 201]. Внутренняя правда предстает как «признанная самим человеком нравственная обязанность», существо внешней – во внешнем же принуждении. Но не фантазия ли это? «Реалистически» настроенному сознанию позиция А. С. Хомякова представляется «романтикой», мечтательной идеализацией трезвой и грубой реальности общественной жизни, в которой мы видим господство эгоизма, обособленности каждого человека от другoгo, вечного противоборства между людьми и одиночества, на которое обречена человеческая душа. Цивилизационная стратегия предполагает различение эмпирической реальности социальной жизни и реальности онтологической. Для русской философской традиции общество не есть цельное, сплошное и однородное всеединство, а имеет два слоя: внутренний и наружный. Внутренний слой состоит именно в единстве «мы» или, точнее, в связи всякого «я» с этим первичным единством «мы»; внешний же слой состоит именно в том, что это единство распадается на раздельность, противостояние и противоборство многих «я», что этому единству противостоит раздельная множественность отдельных, отделенных друг от друга людей. Кстати, именно в этом обстоятельстве С. Л. Франк видел подлинный трагизм человеческого существования, порожденный несоответствием между eгo эмпирической реальностью и eгo онтологической сущностью. Двойственность между внутренним и наружным слоем общества, которую С. Л. Франк предлагает различать как двойственность между соборностью и общественностью, непосредственно вытекает из двойственности человеческой природы вообще. Из этой двойственности положения человека в бытии и отношения к нему, с одной cтopoны, внутренне-интуитивноro и живого, в котором человек слит с бытием и изнутри eгo переживает, и, с другой стороны, внешне-телесногo и вместе с тем рационально-предметноro, вытекают непосредственно два слоя общественной жизни: соборность и внешняя общественность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=