Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 38 воспитывает молодежь в духе тоталитарного мышления, отбивает у нее охоту мыслить. Вмененное в обязанность мировоззрение уже не мировоззрение, предписанные убеждения – мертвый груз, звук пустой, ханжество и фальшь; духовно они бессильны; они никого не связывают, ни к чему не обязывают» [6, с. 407]. Способность к оценке происходящего с точки зрения, выходящей за пределы частного взгляда на мир, способность подниматься к общему и всеобщему, очень важна для развития нравственного чувства индивида. Субъект, обладающий способностью суждения, может рассматриваться как перспектива и цель всей социальной, образовательной и правовой политики. От природы человек не является тем, чем он должен быть, и поэтому нуждается в образовании. Сущность образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом. Тот, кто необразован, тот предается частностям, у того изначально отсутствует способность к абстрагированию, он не может относиться к объективности в ее свободе и без своекорыстных интересов. Цивилизационная стратегия социализации и инкультурации включает в себя: 1. Демифологизацию и культурную локализацию западной цивилизации, преодоление европоцентризма. 2. Демифологизация российской истории и культурной традиции. 3. Реалистическое понимание российской цивилизации. 4.Понимание исторической преемственности этапов развития российской цивилизации. 5. Признание идеи многополярного мира и диалога цивилизаций. Оздоровление, модернизация и достижение успешного развития России требует воплощения в жизнь базовых ценностей российского общества и их синтеза, объединения в единую четко осознаваемую и ясно выражаемую концепцию. Современная российская система образования предприняла очередную попытку изменения цивилизационного кода, поскольку считает его «более реальным», нежели российские образовательные традиции. Результат оказался вполне предсказуем. Следует вернуться к российскому цивилизационному коду в сфере образования, к «духовному суверенитету» в сфере культуры. Инкультурация должна осуществляться на основе ценностей российской культурной традиции. Социализация же имеет свои особенности. Прежде, и в марксизме, и в либерализме, наличное состояние общества и культуры трансцендировали с помощью идеала (коммунистического или либерального). Национализм сохраняет этот подход, идеализирую «свою» нацию как высшую социальную ценность, противопоставляемую «чужим» как воплощению демонических сил. В результате образовательные стратегии эпохи модерна социализируют человека в гипотетическое идеализированное общество, далекое от реалий текущей общественной жизни. Следовательно, эта позиция требует существенного переосмысления в русле основных идей основных идей русской культурной традиции.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=