Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 36 рационализме, в доминировании рационального познания над другими духовными способностями человека. Обосновываемая И. В. Киреевским концепция верующего разума включала в себя также и восточно-христианский идеал целостной личности, противопоставляемый человеку западной культуры, находящемуся в состоянии распада духовных сил. Западный человек не ищет «центр духовного бытия» и «не понимает той живой совокупности высших умственных сил, где ни одна не движется без сочувствия других; того равновесия внутренней жизни, которое отличает даже самые наружные движения человека, воспитанного в обычных преданиях Православного мира» [3, с. 218]. Русский же человек, полагает И. В. Киреевский, «каждое важное и неважное дело свое всегда связывал непосредственно с высшим понятием ума и с глубочайшим средоточием сердца» [3, с. 211]. На этом основании философ делал вывод о том, что «раздвоение и цельность будут последним выражением Западноевропейской и Древнерусской образованности» [3, с. 218]. Сегодня можно констатировать, что славянофилы во многом были правы, поскольку западноевропейская и российская цивилизация имеют не просто различные, но, во многом, диаметрально противоположные ценности, а значит и перспективы развития личности. Что мы обнаружим, если обобщим в единую таблицу различия между российскими и западноевропейскими ценностями? Воспользуемся для удобства систематизацией, предложенной В. А. Лепехиным, которая представляет собой обобщение позиций множества русских философов [4, с. 117]. Разумеется, следует помнить, что ценности не могут абсолютно слиться с эмпирической жизнью. Это основания «правильной» жизни, хотя в повседневной реальности все может быть по- разному. Итак, в первой колонке ценности западноевропейские, во второй – российские, причем, приведем только несколько пар: глобализм – многополярный мир; универсальность – самобытность; мультикультурализм – духовное развитие; политический плюрализм – соборность; сильное гражданское общество – солидарное общество; приоритет нетрадиционных религий – приоритет традиционных религий; гендерное равенство (феминизация мужчин и маскулинизация женщин) – сохранение гендерных различий и традиций; индивидуализм – различные формы коммунитарности; формальная толерантность – подлинная терпимость; политкорректность – правда. Можно сказать, что налицо не просто эмпирическое различие, а разный цивилизационный код. «Российские ценности» составляют имманентное содержание цивилизационного кода, и всегда возвращаются, восстанавливаются даже после неоднократной попытки перекодировки в семантическом поле западной цивилизации. Главным следствием этого различия в теории образования будет следующее положение: процессы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=