Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 34 онтологический характер и представляют собой глобальные стратегии манипулирования. Здесь можно указать только некоторые из этих стратегий: 1. Манипулирование реальностью и рациональностью (постмодернизм). 2. Манипулирование сознанием (информационные войны). 3. Манипулирование идеей свободы (либерализм). 4.Манипулирование религиозными ценностями (религиозный экстремизм). 5.Манипулирование общественными движениями (цветные революции). Сегодня жизненно важной проблемой образования является поиск иной антропологической стратегии, которая могла бы стать жизнеспособной альтернативой трансгуманизму. Российская культурная традиция ставит своей целью воспитание личности, а не изолированной индивидуальности. Человек приобретает личностные качества не через изоляцию от реальности во имя абстрактной свободы, а через восхождение и приобщение ко всем уровням реальности, включая сверхиндивидуальные целостности, такие как семья, общество, государство, цивилизация, культура. Основоположник русской педагогической антропологии К. Д. Ушинский сосредоточил свое внимание не на изолированном индивиде, а на русской национальной традиции, полагая, что именно она отвечает духу самого народа, его ценностям, его потребностям, национальной культуре России. «Воспитание может создать вторую природу человека; – так характеризует воззрения К. Д. Ушинского В. Ю. Бельский, – воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра; народность есть одна общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание; общественное воспитание есть для народа его семейное воспитание» [1, с. 56]. Другой представитель русской традиции философии образования и один из ярких мыслителей русской эмиграции С. И. Гессен подверг критике идею К. Д. Ушинского о роли народности в образовании, считая ее ненаучной, поскольку черты народного характера не должны диктовать целей образованию. Для любого народа и любого человека, с точки зрения С. И. Гессена, цель воспитания одна – освоение общечеловеческих ценностей. Образование, как он стремился показать, есть не столько развитие индивидуальности человека, сколько его насыщение культурными ценностями – науками, искусствами, нравственностью и пр. Природный человек педагогическими средствами поднимается до уровня общечеловеческой культуры и выходит в лучших представителях человечества за ее пределы, тем самым личным творчеством обогащая ее. И К. Д. Ушинский, и С. И. Гессен считали антропологию основанием педагогики, подчеркивали зависимость последней от философского решения проблемы человека и культуры. И все же вопрос остался без определенного и однозначного ответа, поскольку законченными концепциями человека мы на сегодняшний день не располагаем. Эта тема продолжает оставаться открытым философским вопросом, разрешение которого должно преодолеть традиционное противопоставление условных «западников» (С. И. Гессен) и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=