Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 29 романа и биографической эссеистики как «Улисс» Дж. Джойса и «Праздник, который всегда с тобой» Э. Хэмингуэя. Феномен еды как культурный код города проявляется в повседневности гастрономического события, которое демонстрирует гастрономическую идентификацию как фактор гастрономического события в образах словесной культуры. Гастрономическое событие определяется смыслами еды, которые раскрываются в художественных образах в произведениях Джеймса Джойса «Улисс», Э. Хэмингуэйя «Праздник, который всегда с тобой» в дискурсе городского пространства. Феномен еды как культурный код города содержит в себе не только факторы гастрономической идентификации (с самим собой «Улисс»), но и в контексте культурного диалога с другими людьми («Праздник, который всегда с тобой»). Комментарии 1. В этом смысле «гастрономический генезис культуры совпадает с процессом антропосоциогенеза – обработка пищи огнем и появление возможности трапезы вокруг огня-очага определенным образом инициировало развитие культуры – мир перешел из сырого состояния в приготовленное». См.: ст. Сохань И. В. Женщина и гастрономический код культуры [Электронный ресурс] // Женщина в российском обществе. 2010. Т. 57. № 4. С. 50-60. URL: http: womaninrussiansociety.ru/ 2. Культурный смысл приготовления тотема – «приготовление бессознательного через отчуждение его в материальный субстрат, который наделяется дополнительными значениями, связанными с тем, что человек устанавливает особые, уже надприродные формы коммуникации с окружающим его миром. Такое отчуждение бессознательного есть жертвование им ради поддержания культурного порядка – поэтому, в определенном смысле, любая еда есть жертва – не только природа жертвует тем, что кормит собой человека, но и человек жертвует хаосом и хищностью своего бессознательного ради установления, в первую очередь, нравственных отношений с окружающим миром». Поедание аккумулирует «бессознательное, как прошедшее культурную обработку и заключенное в материальном субстрате (а эволюция человека в аспекте восприятия мира шла от желудка к сознанию), возвращается к человеку, формируя его идентичность – не только на телесном, но и на нравственном, собственно антропном уровне. См.: ст. Сохань И. В. Женщина и гастрономический код культуры [Электронный ресурс] // Женщина в российском обществе. 2010. Т. 57. № 4. С. 50-60. URL:http: womaninrussiansociety.ru/ Литература 1. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос: социология, антропология, метафизика. М.: Прогресс, 1991. Вып. 1. Общество и сферы смысла. С. 39-50 ; то же [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=