Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 27 приготовление – процесс «отчуждения» в физическое тело. В этом смысле тотем как гастрономическое событие представляет собой оппозицию приготовление-поедание (Леви-Стросс К.) [Комм. 2], [См.: 6]. Таким образом, феномен еды как содержание гастрономического события включает культурные смыслы приготовление-поедание. Они раскрываются на фоне его защитного механизма, с другой – еда представляет собой культурный фактор интеграции и диалога. В православной христианской традиции литургическая этика определяет возможности трансформации функций греховной человеческой природы в добродетели человеческого естества, добродетели «усии». О. Павел Флоренский рассматривает таинства как «первофункции человеческого существа, в своих типических и коренных начатках, введенные в сферу безусловного». Выделяются ступени профанизации таинства и соответственно – нравственной деградации «ипостасиса»: таинство евхаристии имеет следующий нисходящий ряд функций: «причащение» – вкушение артоса (освященной просфоры) – «трапезование» (монастырская трапеза) – «стол» (молитвенное вкушение в семье) – «пиршество» (безмолитвенное, но благословенное вкушение яств в душе) – «обжорство», ведущее к чревоугодию и гурманству (чревобесию и гортанобесию). Нарушение таинств вносит в функции человеческого организма изменения, повреждения и разрушения, ведущие к физическим, духовным и нравственным болезням. Отпадение от таинств с семью смертными грехами: – отпадение от таинства евхаристии ведет к чревоугодию; – от таинства крещения – к гневу; – от таинства миропомазания – к тщеславию; – от таинства покаяния – к унынию; – от таинства венчания – к блуду; – от таинства соборования – к печали; – от таинства священства – к сребролюбию. Феномен еды рассматривается как антропологическая и культурологическая проблема, в ее онтологическом и культурно- коммуникативном срезах. В современных культурологических исследованиях феномен еды представлен в следующих значениях: как «культурно специфическая система норм, принципов и образцов, воплощающаяся в (а) способах приготовления пищи, (б) наборе принятых в данной культуре продуктов и их сочетаниях, (в) практике потребления пищи, а также (г) рефлексии над процессами приготовления и принятия пищи». Феномен еды трактуется как код культуры (Сохань И. В.), концепт культуры (Марушкина Н. В.), гастрономическое тело культуры (Капкан М. С.). Феномен еды как код культуры рассматривается в срезе культурного генезиса еды в ее гендерном значении в контексте национальной культуры, «кулинарного тела» как части гастрономической культуры (Сохань И. В.). Феномен еды в исследовании Марушкиной М. В. [5] предполагает анализ данного феномена в дискурсе культурного диалога. Феномен еды представлен как культурная модель , имеющая многосложные признаки,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=