Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 16 предлагает конкретное видение, изложенное в труде «Беседы и суждения» (по кит. «Лунь юй»): самостановление ученого, внешний облик, предуготованность ученого, умение ученого сближаться с людьми, неизменность своим принципам и перед лицом смерти, самостоятельность, твердость и непреклонность ученого, независимость, поведение на службе, глубина помыслов, широта души ученого, умение выдвигать мудрых и поддерживать талантливых, верность другу, почтительность и уступчивость ученого [3]. Впервые в истории китайской культуры Конфуций создал реальную модель идеальной личности – доминанту национального менталитетета и духовную основу народов Китая, Японии, Вьетнама, Кореи, в ней он видел основной постулат гармоничного общества. По словам русского религиозного философа, мыслителя, богослова о. А. Меня, конфуцианский идеал – это первая попытка сформулировать учение о том, что конечная цель человека – земная, что нравственность может быть укреплена независимо от религии, и трагичность будет жизни преодолена созданием гармоничного гуманистического общества [1]. Философская и антропологическая основа учения дзэн-буддизма (чань- буддизм) о человеке демонстрирует как одну из форм, в которой присутствует Единое – бесконечная и бесформенная сущность всего существующего, пребывающего в вещах. Дзэн-буддизм – уникальный религиозно-философский орден, передающий духовную истину буддизма от Будды к человеку, не используя таинственных обрядов или сакральных документов, понятных только посвященным. Уникальность и популярность дзэн-буддизма и в прошлые века и в современном мире – в его доступности и практичности для любого, живущего на земле человека. Именно обращенность к каждому, и практическая значимость в решении повседневных морально-нравственных или бытовых проблем отражает идею гуманизма древнего учения, важности, духовной жизненности, непревзойденной оригинальности и притягательной силы. Философия дзэн-буддизма основывается на внутреннем духовном опыте. Личная практика противопоставляется авторитетам, догмам и внешнему откровению. Практический метод достижения духовного самосовершенствования – практика дхьяна (по яп. «дзадзэн»: «дза» – «сидеть», «дзадзэн» – сидеть в медитации). Дзэн-буддизм с течением веков стал для миллионов жителей Японии, Китая, Вьетнама, Кореи и ряда других стран восточного ареала искусством жизни, стимулируя творческие потенциалы японцев, придавая уникальную идейную окраску работам гениальных мастеров. Именно дзэн-буддийские монастыри были очагами знаний и искусств на протяжении периодов Камакура и Муромати, вступали в межкультурный диалог с сопредельными странами. Японский народ в поисках вдохновения, озарения, душевной гармонии обращался к дзэнским монахам – художникам, поэтам, ученым и мистикам.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=