Гуманитарные ведомости, выпуск 4 (24) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 4 (24), декабрь 2017 г. 15 человечества, – это задача созидания совершенного человека и формирование гуманистического мирового сообщества. Рассматривая гуманизм в самом широком смысле слова, следует отметить, что это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление творческих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности необходимой нормой отношений между людьми; в узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения [5]. Наиболее существенным признаком гуманизма является восприятие человека как личности – высшей ценности и необходимой стороной – отношение к нему как к сознательному субъекту своих действий. Определяя, является то или иное восточное философское учение гуманистическим, необходимо исследовать вопрос о том, является ли человек самостоятельной ценностью, сознательным субъектом своих действий, развивающимся на основе законов собственной картины мира, или же он есть часть целого, подчиненная основным закономерностям. История отвела учению Конфуция особую роль, именно оно стало основой дальневосточной цивилизации: Китая, Кореи, Японии и Вьетнама. Конфуцианство во многом сформировало основы национального мировоззрения населения этих стран, ощущающих свою духовную общность, и именуя себя государствами конфуцианского культурного региона. Основой учения является философская концепция жень, что в дословном переводе означает «гуманность», «человеколюбие», которая основывается на правилах или этикете («ли»). Гуманность, человеколюбие и правила определили основы государства и общества древнего Китая, они являются актуальными и в современной китайской идеологии. Неразрывно связан с ними и такой морально-этический постулат конфуцианства как быть преданным и почитать правителя, что легло в основу идеологической системы Японии на примере культуры самурайства (ритуал сеппуку (харакири)) лётчиков-камикадзе в период Второй мировой войны. Данная концепция объединяет комплекс задач по формированию системы управления обществом и взаимоотношений правителя и народа и предостерегает от увлечения крайностями в государственной политике и социальной сфере. Философско-культурологическая основа конфуцианства рассматривает человека частью иерархии природы в целом, живущим согласно мировому порядку. Человек занимает срединное положение относительно Неба и Земли. В центре внимания учения древнекитайского мыслителя – человек. Ключевая категория конфуцианства – «благородный муж» (по кит. цзюнъ-цзы) – это идеал, образец человека, которому присущи такие достоинства как человеколюбие, искренность, честность, преданность государственным делам, а именно – правителю; осмотрительность, осторожность, неуклонное соблюдение правил (этикета). К образу благородного мужа или идеального ученого в соответствии с учением Конфуция должна быть устремлена каждая личность. Конфуций не только философствует на тему идеального человека, но и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=