Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 89 «Отвлеченное и даже исключительно-книжное учение недоступно детям и мертвенно по своим результатам», – писал он. Необходимы «природа и жизнь вместо книги, рисунок и лепка рука об руку с живым словом и – доходящая до творчества самодеятельность во всем» [7, с. 14-15]. На наш взгляд, это очень интересный и важный аспект в педагогическом наследии Тихомирова. Он считал, что необходимы «реально-наглядные» упражнения в передаче воспринятого ребенком: рисование карандашом и кистью всего того, «что они видели, наблюдали и изучали»; иллюстрирование прочитанных статей, рассказов, стихотворений; лепка, плетение, вязание, вышивание, изготовление изделий из бумаги, картона, глины, дерева и проч., – все это для того, чтобы «наблюдать, изучать, контролировать правильность и полноту детских восприятий, деятельности детского воображения, детской мысли, детского чувства, – словом, изучать детскую душу»; а кроме того – чтобы развить «умелую деловитость и самостоятельность» детей при передаче впечатлений, чтобы «поднять их до творчества» [7, с. 14-15]. Такое смещение акцента с книжной иллюстрации на «натуру», с созерцания на активные действия было инновацией в отечественной педагогике начала XX столетия. И Д. И. Тихомиров был одним из первых, кто заговорил об этом. Но его передовая позиция оказалась реализованной в абсолютно «бескартинном» букваре, знакомство с которым демонстрирует сложность и нелинейность процесса выработки педагогической мыслью теоретических основ наглядного обучения. Литература 1. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения чтению и письму: с картинками и ст. для первоначальных упражнений в объясн. чтении для нар. школ / сост. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. М.: Бр. Салаевы, 1873. VIII. 80 с. 2. Тихомиров, Д. И. Букварь для совместного обучения чтению и письму: с картинками и ст. для первоначальных упражнений в объясн. чтении для нар. школ / сост. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. 9-е изд. М.: Учеб. маг. «Начальная школа», 1883. 58, 38 с. 3. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету: для нар. шк. / сост. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. 145-е изд. М., 1902. 104 с. 4. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету / Д. Тихомиров. 147-е изд. М., 1904. 104 с. 5. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету: с картинками и ст. для первоначальных упражнений в объясн. чтении для нар. школ / сост. Д. Тихомиров, Е. Тихомирова. 159-е изд. М.: Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1914. 112 с. 6. Тихомиров Д. И. Основы дидактики. СПб.: М. Залшупин, 1901(1900). 47 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=