Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 86 Алфавитная часть букваря в первом и в последующих изданиях была представлена в виде отдельных графических элементов: изображена буква заглавная и маленькая, чуть ниже – прописные (целый ряд одной и той же буквы), далее – несколько столбиков разрозненных (не имеющих общей смысловой нагрузки) слов, начинающихся с изучаемой буквы. В первом издании в данной части присутствовали и визуальные элементы (рисунки), облегчающие ученику восприятие материала. Так, например, на стр. 3 для знакомства с буквой « с » помещалась картинка под соответствующим словом – «сума»; на стр. 5 на букву «р» – «рама». Изучение букв было задано не в алфавитном порядке, а в зависимости от сложности их написания. Таким образом, осуществлялась одновременная отработка навыков чтения и письма (рис. 3). Рис. 3. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету, 1873. Чтение отдельных слов, предложений, а затем небольших по объему текстов было представлено во всех проанализированных нами изданиях букваря Тихомирова, в них также присутствовали изображения тех или иных предметов, но не всегда существовала связь текста с представленным изображением. В хрестоматийном разделе букваря визуальный ряд был невелик по объему, но размещенные иллюстрации уже последовательно соответствовали текстам (рис. 4). Отметим, что в букваре Тихомирова предлагались вопросы, которые позволяли активизировать работу детей с визуальным рядом на уроке и дома. Впрочем, скорее можно говорить о потенциале такого рода работы, поскольку вопросы в большей степени все-таки обращали ребенка к тексту, нежели к изображению: «Чем мы занимаемся в школе? Мы занимаемся в школе чтением, писанием, черчением и пением. Кто со вниманием слушает слова

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=