Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 85 1. добукварная часть – упражнения, подготавливающие ребенка к освоению навыка чтения и письма; 2. алфавитная часть – изучение букв, складывание слогов (складов) и отдельных (как правило, не связанных между собой) слов; 3. отработка навыков чтения – переход от отдельных слов к предложениям и небольшим текстам; 4. письмо – отработка практических навыков письма и усвоение норм правописания; 5. хрестоматия – чтение и письмо значительных по объему и усложняющихся по содержанию текстов, закрепление материала и самоконтроль при подготовке домашнего задания. Прежде, чем приступать к изучению букв, Дмитрий Иванович рекомендовал учителю уделить внимание так называемым звуковым упражнениям: ученики при непосредственной помощи учителя делят слово на слоги (склады) и звуки, осваивают начертание элементов письменных букв. В первом издании букваря (1873) такого специального раздела еще не было, позднее появились особые «таблицы» – «способ ведения предварительных упражнений, служащих для подготовки к письму и чтению» (рис. 1). В 10-м издании (1883) таблица была помещена в начале учебника, ее вид ближе к орнаментальной графике, в последующих изданиях (с 1902 года) таблица имела другое содержание – в ней были использованы элементы букв (рис. 2). Рис. 1. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету, 1883. Рис. 2. Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, чтению и счету, 1902.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=