Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 84 В последствии ему удалось открыть в Москве первую в Российской империи вечернюю воскресную школу для взрослых; также он давал уроки русского языка в военной гимназии и во Второй классической гимназии; был руководителем различных педагогических курсов по русскому языку для учительниц городских училищ в Москве, Серпухове, Полтаве, Чернигове и других городах. Идея поделиться своим опытом преподавания у Дмитрия Ивановича зародилась еще в 1872 г., когда он совместно с женой (Е. Н. Немчиновой) разрабатывал свой первый «Букварь для начальных школ». Букварь переиздавался вплоть до смерти Дмитрия Ивановича 161 раз. С 1873 г. стало издаваться «Руководство для учащих по букварю для совместного обучения чтению и письму» (с 1909г. – «Как учить писать, читать и считать на первой ступени обучения»). Всего за годы выпуска в печать букварей было растиражировано 5 млн. экземпляров! Помимо учебников для начальной школы Д. И. Тихомировым было издано немалое количество методических пособий для учителей. Учебные издания Дмитрия Ивановича, предназначенные для начальной школы, были удостоены наград, как на российских выставках, так и на зарубежных. Так, учебники Д. И. Тихомирова в 1900 г. были удостоены золотой медали в Париже, а в 1905 г. – в Льеже. В своей работе «Основы дидактики» Д. И. Тихомиров подчеркивал необходимость «употребления наглядных пособий» как существенно важных для успеха преподавания. «Пользование ими в общем должно быть сообразовано с двумя видами мыслительной деятельности у учащихся – индуктивным и дедуктивным процессом ее», – писал он [6, с. 40]. Как он полагал, наглядность можно использовать в трех вариантах. В первом случае она применяется «сразу»: учитель совместно с детьми рассматривает сюжет картины (задействованы индуктивные процессы); во втором – наглядность применяется после рассказа учителя (дедуктивные процессы задействованы); третий вариант предполагает использование одновременно двух вариантов, что, по мнению Дмитрия Ивановича, особенно эффективно при изучении географического положения, природно-климатических условий и т.д. Но, поскольку «индуктивные приемы обучения в общем должны преимуществовать в начальном обучении… наиболее предпочтительным является первый способ» [6, с. 41]. Тихомиров отмечал, что, несмотря на избираемый учителем вариант построения урока, обучение «должно вестись на наглядных пособиях всегда так, чтобы для всех в классе отчетливо было видно все, и чтобы получаемые учениками при этом восприятия (зрительные, слуховые) были совершенно ясные» [6, с. 44]. Букварь, выступая как дидактическое средство обучения, выполнял, по мнению Д. И. Тихомирова, все важнейшие дидактические функции – обучающую, развивающую и воспитательную. В своем исследовании мы попытаемся проследить динамику развития визуального ряда от издания к изданию в букварях Д. И. Тихомирова, анализируя разделы:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=