Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 82 Г. А. Фуртова МКОУ «Центр образования № 11» «БУКВАРЬ С КАРТИНАМИ»: ИДЕИ Д. И. ТИХОМИРОВА О НАГЛЯДНОМ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТ Е 1 В статье рассматривается развитие наглядного обучения в российском образовании второй половины ХIХ – начала ХХ вв. и анализируются издания букваря Д. И. Тихомирова с 1873 г. по 1914 г. по пяти разделам букваря – добукварная часть, алфавитная часть, отработка навыков чтения, письмо, хрестоматия. Учебное издание Д. И. Тихомирова было предназначено для начальной ступени обучения в народной школе указанного периода. Букварю Тихомирова Д. И. были присущи важнейшие дидактические функции. В каждом издании букваря присутствуют так называемые упражнения по подготовке к письму и чтению, алфавитная часть имела отдельные графические элементы, в хрестоматии сочетание текста и изображения было направлено на формирование личностных качеств ребенка, установление отношения к самому себе, окружающему миру, процессу образования. В различных изданиях букваря можно встретить иллюстрации не только к отдельно изучаемым буквам, но и к прозаическим текстам, а также к стихотворениям. Ключевые слова : Тихомиров Д. И., букварь, средство обучения, визуальный ряд, наглядное обучение, начальная школа, обучение грамоте, иллюстрация. G. A. Furtova Educational center №11 (Novomoskovsk, Russia) « PRIMER WITH PICTURES»: D. I. TIKHOMIROV'S IDEAS ON VISUAL LITERACY EDUCATION The article examines the development of visual learning in the Russian education in the second half of 19th – beginning of 20th centuries and analyses editions of the primer by D. I. Tikhomirov since 1873 to 1914. There are 5 sections: pre-alphabet part, alphabet, reading skills, writing, and reader. D. I. Tikhomirov's primer was intended for the initial stage of education in the people's school of the period. It had the most important didactic functions. Each edition of the primer contains exercises to prepare for writing and reading; the alphabetic part had separate graphic elements; in the reader the combination of text and image was aimed at shaping the child's personal qualities, establishing relationship to themselves, to the world around them and the process of education. In various editions of the primer one can find illustrations not only for separately studied letters, but also for prose texts, and for poems. 1 Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=