Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 72 принято постановление «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению». Большинство учительства, объединенного учительским союзом, встретило Октябрьскую революцию с полным непониманием, недоверием, а в некоторых случаях определенно враждебно. В воззвании ВУСа к учителям страны подчёркивалось, что русское учительство не может молчать, не может делать своё учительское дело в таких условиях, находясь в подчинении, в рабстве перед незаконной властью. В таких условиях учителя смогут воспитывать только рабов. Началась забастовка учителей, продолжавшаяся с декабря 1917 г. по март 1918 г. Совнарком объявил забастовку незаконной. Наркомпрос выпустил циркуляр «Об ускоренном выпуске в текущем году», в котором говорилось, что в школах России возникла невероятно тяжёлая психологическая атмосфера; налицо явный разлад между передовой молодёжью и «отсталым учительством», идущим «против требований трудящихся масс»; предлагалось закончить все занятия к 22 декабря. Несмотря на приглашение Луначарского продолжить работу, бюро Государственного комитета по народному образованию призвало приостановить свою деятельность. Ряд видных педагогов ответили на предложения новой власти идти работать в народный комиссариат по просвещению злобными открытыми письмами в адрес наркома по просвещению. Декретом правительства от 20 ноября 1917 г. этот комитет был распущен. Вместе с тем часть учителей приняли Октябрьскую революцию; среди них были, в частности, П. П. Блонский [см. 2], А. С. Макаренко и многие другие. В начале декабря 1917 г. в противовес контрреволюционному ВУСу был создан Союз учителей-интернационалистов. Новый союз объединял учителей, перешедших на сторону Советской власти, и ставил перед собой цель сплотить демократическую часть учительства и привлечь на сторону Советской власти колеблющихся. Следует подчеркнуть, что проведённый нами анализ связки «образование и революции» собственно в 1917 г. касался, в основном, положения в центре страны. Процессы, шедшие в образовании на всей территории огромной империи, как в том году, так и впервые послереволюционные годы, были многообразны и противоречивы. На них повлияли многочисленные обстоятельства, что требует дополнительного рассмотрения. Приведём и краткий анализ состояния педагогики в России в 1917 г. Крупская отмечала, что «для двадцатого века чрезвычайно характерным является могущественный, прямо лихорадочный рост педагогических идей и педагогического строительства как в европейских, так и во внеевропейских капиталистических странах» [9, с. 240]. В 1916 г. она высказала идею создания педагогического словаря. В феврале 1917 г. Ленин в письме М. Т. Елизарову сообщил: «Я усиленно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=