Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 71 пересмотру партийной программы»; позже – ряд статей по вопросу организации рабочей молодёжи. 24-25 октября 1917 г. произошло Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Временное правительство было арестовано; Керенский бежал в Псков к генералу Краснову. 26 октября 1917 г. Всероссийский съезд Советов избрал ВЦИК, в который вошли представители ряда партий; создал однопартийное большевистское Советское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с Лениным. Народным комиссаром по просвещению стал А. В. Луначарский (оставался на этом посту до 1929 г.). В советской историко-педагогической традиции Луначарский представлен как соратник и единомышленник Ленина, видный деятель партии большевиков, внёсший большой вклад в строительство советской системы образования и культуры. Один из современных российских историков образования А. М. Цирульников иронизирует по поводу первых и последующих шагов Наркомпроса и самого наркома, критически оценивает их [см., например, 18, с. 133-137]. Интересна и попытка беспристрастного анализа извне деятельности Луначарского, советской политики в области культуры авторитетного американского историка-слависта Т. Э. О’Коннора [11]. 29 октября 1917 г. появилось обращение Луначарского к гражданам России «О народном просвещении». В нём указывалось, что «дело общего руководства народным просвещением, поскольку таковое остается за центральной государственной властью, поручается, впредь до Учредительного Собрания, Государственной Комиссии по народному просвещению, председателем и исполнителем которой является народный комиссар» [16, с. 63]. В обращении определялись общее направление просветительской деятельности; подходы к обучению и образованию, децентрализации; отношение к Государственному комитету по народному образованию; отношение к проблеме педагогов и общества; роли Учредительного Собрания, министерства народного просвещения [см. 16, с. 64-67]. Большевики поставили задачу превращения школы «из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического переустройства общества» [7, с. 334]. В Государственную комиссию по народному просвещению вошли представители советских, профсоюзных, учительских, студенческих и других организаций; её исполнительным аппаратом становилось министерство народного просвещения, чиновники которого, однако, отказались от совместной работы. В 1917 г. вместе с народным комиссаром по просвещению решением широкого круга проблем в области образования занимались видные деятели партии большевиков Крупская, М. Н. Покровский, Л. Р. Менжинская, В. Р. Менжинская, В. М. Познер, П. И. Лебедев-Полянский, В. М. Бонч-Бруевич и другие. Управление начальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В ноябре 1917 г. было

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=