Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 70 Министерство народного просвещения за восемь месяцев своего существования ограничилось изданием нескольких малозначащих циркуляров и постановлений, не внесших почти никаких изменений в систему образования. Новый 1917-1918 учебный год был начат в условиях действия старых школьных порядков, существовавших до февральской революции. С января по октябрь 1917 г. в России сменилось четыре министра народного просвещения (Н. К. Кульчинский, А. А. Мануйлов, С. Ф. Ольденбург, С. С. Салазкин). Партия большевиков, Ленин в апреле 1917 г. видели своеобразие текущего момента в России «в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии…, ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства» [10, с. 416]. Была выдвинута задача уточнения и развития программных требований партии, в том числе и в области образования, сформулированных на II съезде РСДРП (1903 г.). В подготовленных Лениным «Материалах по пересмотру партийной программы», в частности, говорилось, что «…Конституция демократической республики российской должна обеспечить: 8. Право населения получать образование на родном языке…; отмену обязательного государственного языка… 13. Отделение церкви от государства и школы от церкви; полную светскость школы. 14. Бесплатное и обязательное общее и политехническое… образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесную связь обучения с детским общественно-производительном трудом. 15. Снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. 16. Передачу дела народного образования в руки демократических органов местного самоуправления; устранение центральной власти от всякого вмешательства в установление школьных программ и в подбор учительского персонала; выборность учителей непосредственно самим населением и право населения отзывать нежелательных учителей…» [10, с. 437-438]. Для понимания позиции большевиков по вопросам образования существенны публикации Н. К. Крупской того периода. После приезда в Петроград в апреле 1917 г. она присутствовала на Всероссийском учительском съезде. В статье «К Всероссийскому съезду учителей» Крупская критикует призывы власти к учительству не торопиться, а «ждать установления прочного порядка, который даст Учредительное собрание»; призывает учителей к самодеятельности, к творческой революционной работе в области народного образования рука об руку с широкими народными массами [9, с. 270-271]. В мае 1917 г. она публикует в газете «Правда» статью «Школьная муниципальная программа», подробно излагая требования большевистской партии в области школьного образования и призывая органы самоуправления развернуть борьбу за единую всеобщую трудовую школу. Примерно в тот же период Крупская написала и опубликовала брошюру «Материалы по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=