Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 7 категории метафизики. Каждая таттва выводится логически из предшествующей, что напоминает развертывание Абсолютной Идеи у Гегеля. Вселенная есть отражение дедукции категорий. Взаимодействие этих таттв через процесс умножения и дифференциации приводит к появлению большого числа индивидуальных, ограниченных сущностей. Однако, они также обладают коллективным существованием, которое создает единую сущность, аналогично отношению между отдельной клеткой и единым живым организмом, частью которого она является. Это не просто совокупность многих существ, но, скорее, единое существо со своей собственной определенной экзистенцией. Эти коллективные сущности именуются владыками таттв , или правящими божествами. Например, Шрикантха – это правящее божество таттвы пракрити . Эти таттвы постоянно присутствуют во всем круге повседневного опыта, хотя и в неявном и неочевидном для обыденного сознания виде. Каждодневный опыт есть ничто иное, как сочетание этих принципов и элементов. После завершения процесса эволюции Божественная Шакти изменяет направление своего движения и начинает объединять то, что раньше было разделено. Чистое сознание возвращается к себе из своего инобытия, которым является мир эмпирических субъектов и объектов. Все изменения имеют место на поверхности сознания так же, как волны появляются на поверхности океана, и это проявление должно состоять из сознания, так же, как волны состоят из воды. «Проявиться» – значит явиться сознанию или стать воспринимаемым для сознания. Поскольку появиться означает стать воспринимаемым, это предполагает «воспринимающего» так же, как «воспринимаемое», другими словами, субъект и объект. Оба этих фактора должны быть сознанием, т.к. исходно предполагается, что не существует чего- либо еще. Сознание становится как субъектом, так и объектом для самого себя. Субъект и объект технически именуются « ахам » (я) и « идам » (это). Они тесно соотнесены подобно влажности и воде, или жару и огню – без одного не может существовать другое. Они есть сознание и энергия сознания. Они возникают одновременно и вечно взаимосвязаны. Во время периода пралайи , или универсального поглощения, они существуют в состоянии равновесия. Когда процесс космической эволюции начинается, этот баланс нарушается, и эти два фактора – « ахам » и « идам » – проявляются. Это проявление соответствует динамическому ( Вимарша ) аспекту сознания. Субъект и объект в метафизике кашмирского шиваизма рассматриваются последовательно, но при этом необходимо всегда помнить, что оба они присутствуют одновременно. При этом, один из них всегда преобладает, подобно тому как у монеты в один момент времени можно видеть только одну сторону. Эти два фактора есть первые две таттвы в процессе космической эволюции и технически именуются Шива таттва и Шакти таттва . Если для Шанкары вселенная есть бессмысленная иллюзия, то с точки зрения Абхинавагупты творение феноменальной вселенной есть необходимый момент в самодвижении Чистого Сознания. Если Абсолют не проявляет себя, то он не может быть сознанием, а будет неким бессознательным объетом, подобно, например, горшку. В Тантралоке Абхинавагупта пишет: «Если

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=