Гуманитарные Ведомости Выпуск 3 (23) 2017.

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого №3 (23), октябрь 2017 г. 69 руководством и демократически настроенными учителями, которые стремились к перестройке школы «снизу». В 1917 г. отделения союза были образованы почти во всех губерниях и уездах страны. ВУС находился под политическим влиянием эсеров, меньшевиков и кадетов. На этом Всероссийском учительском съезде министр народного просвещения А. А. Мануйлов выступил с программной речью, заявив следующее: «Под школьной реформой я понимаю в первую очередь демократизацию школы, т.е. применение школы к демократической России. Конкретные меры, которые мы сейчас намечаем, следующие: 1) преемственность всех ступеней школы, т.е. чтобы переход от одного типа в другой был доступен всем; 2) общедоступность школы не только формальную, но и практическую, т.е. чтобы школа близко подошла к населению и в смысле материальном и в отношении территории, т.е. чтобы определенный тип школы не был прикреплен к определенному административному центру; 3) реорганизация управления школы на выборных началах, при широком участии учителей; 4) проведение внешкольного образования при содействии правительства и на средства государства и 5) улучшение материального положения учителя» [13, с. 1024]. На съезде деятельность министерства народного просвещения была подвергнута жёсткой критике; был поставлен вопрос об организации при министерстве совещательной коллегии из представителей ВУСа, совета рабочих и солдатских депутатов, Союза городов и других общественных организаций. Такая коллегия, под названием Государственного комитета по народному образованию, вскоре была образована и с середины мая 1917 г. приступила к работе. Государственный комитет формально Временным правительством не был утвержден, но, тем не менее, его считали вполне полномочным органом при министерстве народного просвещения. Комитет продолжил подготовку новой системы и содержания среднего образования в духе проекта Игнатьева. В него вошли десятки педагогических и общественных деятелей, в их числе В. А. Гердт, Я. Я. Гуревич, Н. Н. Иорданский, А. П. Пинкевич, В. И. Чарнолусский. Передовое учительство, наиболее радикальные слои российского общества требовали коренных реформ в области народного образования. Временное правительство пыталось провести некоторые мероприятия по демократизации народного образования: были заменены попечители отдельных учебных округов; упразднены наиболее реакционные учреждения, такие, как Учёный комитет министерства народного просвещения, городские, уездные и губернские училищные советы; разрешено преподавание на родном языке учащихся в частных учебных заведениях; несколько повышена заработная плата учителям начальных школ. Были также предприняты попытки централизовать управление школьным делом, поручить его министерству народного просвещения. Так, Временное правительство приняло даже специальные постановления о передаче министерству всех школ ведомства императрицы Марии и общеобразовательных школ синода; однако эти постановления реализованы не были. Но на значительные реформы оно не шло.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=